Яндекс.Метрика
АНОНС

В «БУК» стартует новый курс от Владивостокской школы современного искусства: 
психоанализ повседневности, дискурсы вещей
                             


  

Часы работы МБУК ВЦБС:
Вт - Пт 11:00 - 19:00
Сб - Вск 10:00 - 18:00
Пн - выходной
Последняя пятница месяца - сандень

Контакты
Банковские реквизиты
Copyright © [МБУК ВЦБС 2003-2018] 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Владивостокская централизованная библиотечная система"

Владивосток  [vladlib.ru]
Курс будет проходить в библиотеке "БУК" (ул. Светланская, 55) по вторникам, начиная с 27 февраля, в 19:00. Вход свободный для всех. 

Преподаватель курса: Лидия Игнатьевна Кирсанова - доктор философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС и кафедры философии ШГН ДВФУ.

Программа курса:

1. 27 февраля (вторник), 19:00-21:00
Тема: НЕЙТРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.
Содержание лекции:
Введение:
Послание, которое сообщает язык вещей, трудно вербализовать. Психоанализ может работать со скрытыми смыслами и их нарушениями, формировать не предметно-технологическую картину повседневности, а культурно-психологическую.
Краткая характеристика моделей бессознательного и сознания в классическом психоанализе: динамической, структурной, энергетической. Введение в понятие прикладного психоанализа.
Основная часть лекции:
Нейтральные территории – дача (загородный дом), автомобиль.
Желание жить свободно не может быть реализовано дома, в рамках семьи, потому что это функционально ограниченный, закрытый мир из социально-психологических ролей. Современный человек ищет свободу вне дома, стремится в места независимости и приключений. Автомобиль – это территория свободы, принципиально открытое место, где всегда присутствуют острое удовольствие скорости и связанные с этим риски. Автомобиль сохраняет гендерное распределение ролей более строго, чем современные квартиры. Мужчина - это случай, приключения, риск, свобода, удовольствие, женщина – зависимость, несвобода, чувство опасности, не–своя–игра. Желание женщины иметь свой автомобиль, сесть самой за руль, в психоаналитическом смысле, это борьба за фаллос, желание получить удовольствие, обрести свободу и независимость. Анализ разделения машин на мужские и женские, предлагаемого рекламой.
Загородный дом (дача в русском варианте) напоминает «отпускной» быт (нас что-то отпускает, мы что-то отпускаем в себе): более яркая одежда у женщин, нестрогий костюм без галстука у мужчин. Отпускная мода может быть темой специального разговора с клиентом. В загородном быту объекты природы, стихии, животные свободно циркулируют в домашнем мире, цвета и краски оказываются более яркими, отношения – более интимными, свободными. Усиливаются сентиментально-ностальгические мотивы, поскольку человека окружают природные материалы (дерево, камень) и природные субстанции (вода, ветер, огонь и др.). Возвращаются грезы и фантазии детства о мифологической связанности мира всего со всем. Загородный дом – это ностальгическая греза о материнском тепле, материнском доме, возвращение в мир поддержки, кормления, безопасности. 

2. 6 марта (вторник), 19:00-21:00
Тема: СТАРИННАЯ ВЕЩЬ КАК БЕГСТВО ОТ «ХОЛОДНОЙ» СОВРЕМЕННОСТИ.
Содержание лекции:
Человек бережно хранит старинные часы, лампу, шкаф, стул, книжный фолиант, драгоценное ожерелье, платье старого фасона и проч. В каждой семье обязательно есть такая вещь, более того, она должна быть. Старинная вещь (коллекция картин старых мастеров, например) имеет ценность не только ввиду ее стоимости на рынке продаж, напротив: рынок картин сформирован психологическими мотивами.
Психоаналитические функции старинной вещи. Нарциссическая регрессия. Система отмены времени настоящего, уход в грезу о «золотом веке», в сон о безмятежном прошлом.
Воображаемое господство над рождением и смертью: «Я не тот, кто живет только сегодня, я уже был раньше и буду всегда», время закольцовывается, избавляя человека от унылой прямолинейности, стрелы прогресса и т.п.
Поиск родовых корней приближает к ностальгическому желанию прикоснуться к фигуре Отца.

3. 13 марта (вторник), 19:00-21:00
Тема: СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ.
(Рекомендуется к просмотру фильм Карлоса Сауры «Выкорми ворона»)
Содержание лекции:
Семейный портрет указывает на функции членов семьи и распределение властных отношений: хозяин дома, мать, дед, бабка, дети. 
Перемещение свадебной фотографии из супружеской спальни в гостиную свидетельствует о снижении сексуальности.
Фотографии детей как единственная поддержка алиби супружества. В фотографии много общего с объективацией фактичности (это было именно так – венчание, появление в доме новорожденного ребенка и проч.), одновременно в ней присутствует намек на некое расстройство одной из систем (муж изменит или погибнет, дети вырастут и др.).
Зловещая роль фотографии: она показывает то, чего уже нет (мать умерла) или нет в таком виде, в каком оно было прежде. Фото того, кого уже нет, отвергает самого видящего, «близкие уходят и тем самым участвуют в отвержении меня». (Р. Барт «Камера люсида»).
Моментальность фотографии как нарциссическая поддержка собственного «Я» в границах краткого момента времени и пространства. На один миг «Я» может стать более значительным и красивым.

4. 20 марта (вторник), 19:00-21:00
Тема: МИР СОБЛАЗНА – КРЕДИТ.
Содержание лекции:
Современный мир не терпит отсроченности удовольствия, желание требует исполненности моментально. Брать кредит означает иметь вещь и связанное с ней удовольствие именно сейчас, а не потом. Удовольствие сейчас, расплата - потом.
Психологические функции мании кредита:
1. Кредит доводит до предела безответственность человека перед своим будущим. Время настоящего разрастается: можно брать не один кредит, тогда как время будущего минимизируется. Известны психологические последствия временного дисбаланса в структуре человеческого бытия.
2. Кредит работает как миф о соблазнении: реклама уговаривает, играет, банк убеждает (ставки – низкие), работодатель защищает, гарантирует занятость и доход.
3. Вовлечение через других: на рекламе пенсионеры игриво подмигивают, дети смеются, женщина призывно улыбается. Сделай только одно – возьми кредит.
4. Кредит – мир без конкуренции, денег хватит на всех. Это уравнивает, снижает риск фрустрации, неполноценности. Социально незащищенные слои населения особенно тяготеют к тому, чтобы брать «дорогие» деньги. Кредит защищает от ущербности, снижает угнетенность от недопотребления.
5. Кредит закрепощает человека в системе того труда, к которому он прикован, удерживает от перемены работы, места жительства, партнера и проч.



2nvz8isclpE.jpg 1_GKyNGRUnA.jpg R4jKofJGThM.jpg