Яндекс.Метрика
2 июля

ЛИТбез: "Память работает как браузер. 
Мнемотехника помогает создавать в этом браузере адрес и хранить его"


Часы работы МБУК ВЦБС:
Вт - Пт 11:00 - 19:00
Сб - Вск 10:00 - 18:00
Пн - выходной
Последняя пятница месяца - сандень

Контакты
Банковские реквизиты
Copyright © [МБУК ВЦБС 2003-2018] 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Владивостокская централизованная библиотечная система"

Владивосток  [vladlib.ru]
На базе библиотек библиотечной системы Владивостока с позапрошлого года проводятся занятия по технике развития памяти или мнемотехнике. О своем личном опыте работы над развитием памяти рассказывает ведущий курсов по мнемотехнике Антон Калинин.  
 
- Что происходит на ваших занятиях по мнемотехнике в библиотеке?

- Мнемотехника строится на том, чтобы любую информацию переводить в образы и ее запоминать. Потому что, человек мыслит образами. Например, когда люди приходят в магазин, они не говорят: «Дайте мне какую-то абстрактную булочку!», а они показывают: «Дайте мне вот эту, поджаристую!». Чтобы объяснить человеку что-то новое, непонятное для него, приводишь общеизвестный пример либо метафору, чтобы этому человеку легче было сформировать образ того, что ему другой доносит. Так с любой информацией! Адрес, новый цветок, магазин надо запомнить. Все, что угодно. И это я преподаю — как запоминать информацию.

- Можно ли с помощью мнемотехники язык, например, французский, немецкий, - это ведь тоже информация, выучить?

- Легко. Каждое новое слово переводим в образ. И так его запоминаем.

- Но ведь есть слова, например, «кружка», и ее сразу представляешь, причем конкретную. А есть слова – концепции или понятия, которые образа не несут. Например, искусство.

- Я вас понял. Возьмем слово «время». Его нельзя потрогать, ощутить, посмотреть. Но когда говорят «время», какой образ у вас возникает?

- Часы! Рука с часами.

- Вот видите, образ возник! Мы всегда, когда говорим «время», думаем о часах. У кого-то  это наручные часы, у кого-то с кукушкой, у кого-то Биг-Бен. Мои часы – это песочные часы на столе, уже закрепленный образ. Если нужно будет запомнить время, то я представляю песочные часы. Что у вас возникает при слове «искусство»?

- Какая-то кисть и просто бумага.

- Вот у вас и сформировался образ.

- А это вообще у всех людей так устроена работа мозга - выдавать образы на слово?

- В течение жизни мы получаем огромное количество визуальной информации. И, конечно, на любое слово, короткое предложение всегда приходит какой-то образ. Просто мы это не фиксируем, специально не закрепляем в связку слово и образ. Другое дело, как этот процесс сделать осознанным, управляемым. Есть очень хорошая метафора: «Мозг человека подобен набору мышц». У всех людей мозг работает, в принципе, одинаково, просто кто-то мыслит более логически, кто-то - менее. И так же, как человек пришел худой в тренажерный зал, ему понадобится больше времени, чтобы стать сильным, накачанным, красиво тело свое сделать, чем у того, кто занимается уже много лет. То же самое и здесь, в процессе обучения кто-то будет легче усваивать, кто-то немного дольше, в этом вся разница.

- Какая может быть мотивация у человека, чтобы ходить на занятия по мнемотехнике? Я так понимаю, что вы занимаетесь с аудиторией уже взрослых людей, пожилых?

- В основном. Я пробовал заниматься с детьми. Но с детьми нужен определенный подход. Они умеют концентрироваться, но сейчас они концентрируются на одном, а через минуту они концентрируются на другом. Они еще дети, им много чего интересно, и много факторов, которые их отвлекают. Опять же мнемотехника – это приемы, которые нужно учить, то есть прикладывать усилия и волю. И дети, они пришли, чтобы им что-то вроде интересное дали, а их тут заставляют учить. Здесь конечно нужен особый подход. Со взрослыми все понятно – они пришли развиваться, они уже готовы.

- Ладно, когда это человек среднего возраста, у которого есть конкретная задача: например, ему надо эффективнее запоминать, чтобы выучить иностранный язык, например, у него в планах поездка за границу или переписка с иностранцем. А когда в группе все пенсионеры, ведь этот тот возраст, когда другие жизненные цели. Уже не надо достигать чего-то. Почему они этим занимаются?

- Во-первых, все равно человек всю жизнь учится, все равно есть какие-то интересы, области, которые ты не изучил. То есть, люди приходят ради чего-то нового. Во-вторых, люди пенсионного возраста приходят и жалуются: «Я стала хуже запоминать. Мне имя сказали, а я его уже забыла». Конечно, у них больше свободного времени, они могут себе позволить ходить на занятия. А вообще-то такие проблемы есть у всех. Просто люди постарше более открыто в этом признаются.

- В принципе, в таком возрасте тренировка памяти, если продолжать аналогию с тренажерным залом, то это «поддержание мышц в тонусе».

- Точно! Вы пришли сами к этому!

- А как вы к этому пришли? К мнемотехнике? 

- Знаете, что-то человек запоминает лучше всего. А что-то, как ни бейся, не может. И кто-то говорит: «Это нормально!», для кого-то это проблема. У меня была такая ситуация в жизни, что я не запоминал практически ничего. Я, конечно, был хорошим работником, но если я шел взять какой-то ключ, например, разобрать редуктор, то пока я шел от места, где мы разложились, до цеха, мог забыть что-нибудь из двух предметов. Когда я ходил в магазин, там из трех предметов мог забыть два. Серьезно! Не говоря уже про шестизначные номера телефонов. Например, мне номер сказали, я положил трубку, и надо его записать, я уже не помнил ничего. И вот я так бился, бился, думал, что это генетика, что кому-то дан дар Божий обладать фотографической памятью, запоминать тексты, информацию, те же номера телефона, а кому-то нет. Я, честно говоря, опустил руки и сказал: «Со мной это вот так происходит, и я ничего поделать не могу. Я такой». 
Но вот как-то в одной книжке меня «зацепило» слово «мнемотехника», хотя я намеренно не искал информации по улучшению памяти, это вышло случайно. Благодаря мнемотехнике, люди в древности владели методом запоминания больших текстов. И мне интересно стало - что это? Я залез в интернет, нашел много информации по этой теме. Да, действительно, раньше люди владели эффективным запоминанием, потому что, книг, как сейчас, не было в огромном количестве. Например, если лекарь создал рецепт, это записывалось, вкладывалось в книгу. Но, допустим, люди путешествовали и не могли взять с собой эту книгу, тогда им нужно было держать огромный объем всех рецептов в голове. Мне было интересно: как так, неужели этому можно научиться? Я начал изучать. Первое мое задание было таким: запомнить двенадцать предметов в прямой и обратной последовательности. Когда я это сделал, а потом еще проверил себя через полдня, то честно скажу, я прыгал до потолка от счастья. Я продолжил изучение метода. Потом я задался вопросом: раз это было давно, почему это не преподают в школе?

- Наверное, люди не заморачиваются, а вам это было жизненно необходимо? 

- Слово «страдал» будет не совсем точное, но я был обеспокоен, что у меня не получается ничего запомнить.

- И вы проводите такие занятия, потому что в школе или где-либо еще мнемотехника не преподается. И ее можно найти в интернете?

- Можно, это открытая информация. Но в школе, как обязательный предмет, не преподается.

- Я читала о том, что в памяти у человека хранится все, что с ним происходило, все его впечатления. Но в доступе – самое необходимое. Либо то, что менее болезненное. Потому что то, что болезненное, уходит обычно в глубокие слои. И при желании можно вспомнить, например, какой-то вечер, который был много лет назад. Не просто какой-то особенный вечер, а даже банальный вечер до мельчайших подробностей, если по временной ленте разматывать назад.

- Ученые говорят, что мозг – безграничная флэшка, куда можно загружать гигабайты информации. Мы же не прикладываем усилий, чтобы хранить воспоминания. Просто они у нас есть, хранятся, и при определенном моменте мы вспоминаем. И память, скажем так, работает как браузер. Сам браузер ничего не дает, но, когда вы забиваете какую-то ссылку, адрес, он вас отсылает на него. Мнемотехника помогает создавать этот адрес и хранить его определенным образом. Когда мы что-то хотим вспомнить, мы вспоминаем этот адрес, и информация доступна. Наш мозг не перегрузится, не даст сбой. Ну если еще вести здоровый образ жизни, без каких-то экстремальных опытов, то с нашим мозгом ничего не случится. Он не сорвется от того, что вы каждый день будете туда что-то вкидывать. Единственное что – не нужно вкидывать просто «мусорную» информацию. Смотреть ненужные фильмы, читать ненужные книги ради того, чтобы проверить, все ли я могу запомнить. Нужно запоминать то, что нужно.

- А занятие мнемотехникой подключает еще какие-то параллельные процессы в работе сознания?

- Я хожу на ораторский клуб. Есть там упражнение, когда мы встаем в пары и друг другу «кидаем» ассоциации. Я стал замечать, что у меня это получается намного легче, быстрее, как-то свободнее. Например, придумать какую-то историю. И я понимаю, что я себе нравлюсь, когда у меня все происходит легко, непринужденно. Я понял, что начал раскрываться. Я еще не все чувства могу выразить, но мне стало интереснее слушать себя. Видимо, тренировка сказывается на «других мышцах» мышления.

- То есть, вы эти процессы замечаете, результаты какие-то, которые вы не планировали, но они присутствуют.

- Да.

- А было ли что-то, что вы впоследствии вспоминали с гордостью?

- Вот была ситуация. В библиотеку обычно приходят группы по двенадцать человек. А тут пришло двадцать. Сначала я знакомлюсь со всеми в группе, а бабушки же называют имена и отчества. Я стоял с ужасом и думал: «У меня никогда не было двадцать человек! Пусть я владею мнемотехникой, но сейчас двадцать человек. Сейчас они представятся, что-то о себе каждый за полминуты расскажет. И мне их нужно запомнить, образ создать». Но я смог! Двадцать человек запомнил! Мне было, конечно, радостно. У меня получилось.

- Да, понимаю. Конечно, ситуация такая, не когда ты дома и перед тобой двадцать предметов. А живые люди здесь и сейчас.

- Да, ты смотришь им в глаза, разговариваешь с ними.

- А вы запоминали двадцать этих бабушек, с каждой какой-то образ ассоциируя?

- Да, на каждое имя, фамилию. Есть определенные, конечно, техники, но я немножко спонтанно запоминаю.

- То есть вы какие-то свои коррективы в методику вносили? Условно говоря, делали заметки на полях: «Лучше вот так!!». То есть, бывает же, что человек читает теорию и делает заметки на полях.

- Да. Есть, конечно, определенный набор правил. Но все равно, эти правила можно менять, если человеку лучше так сделать, ему так будет проще, то естественно пусть он запоминает так. Когда человек начинает тренироваться, мозг потом сам подсказывает вот эти связи.

- Вот вы гибко поступили, что не опустили руки, а попробовали свою память развить. Стали ли вы счастливее, свободнее? Ваша жизнь обогатилась?

- Конечно! Но мне стало грустнее. Если бы это преподавали детям, прививали детям в школе такое мышление, у нас было бы больше людей интересных, активных.

- Если я вас правильно поняла, то вот вы стали заниматься мнемотехникой, и перед вами открылись новые горизонты. И вам печально, что перед другими тоже есть перспективы, но они туда не смотрят, живут вне их.

- Да, в накатанной колее.

- Ну это говорит о том, что вы живой человек. Вы испытываете боль, когда есть выбор и человек отказывается от лучших перспектив, от степени свободы.

- Один человек мне сказал такое выражение про свободу: «Свобода — это когда ты можешь дело сделать разными способами». Мой опыт общения с людьми пенсионного возраста, да и не только, и среднего возраста есть такие люди, показывает, что часто человек исповедует такой жизненный принцип: «есть задача – есть формула к этой задаче», и люди ищут формулу, по которой задача была бы легко решена. С одной стороны, правильно. Но с другой стороны, жизнь - не математика, когда способ решения задачи – одна формула. В жизни много вариантов решения задачи.