«Творчество – естественное состояние человека и способ подружиться с самим собой». Интервью с Яной Джан-Ша, графическим дизайнером, художником

В первых числах июня в библиотеке №8 открылась выставка коллажей. Яна Джан-Ша, дизайнер и художница из Хабаровска, выбрала эти работы после серии коллаж-движей, где принимали участие горожане совершенно разных профессий и возрастов. Такие встречи Яна регулярно проводит в своем городе, одно занятие провела она для школьников и во Владивостоке, в библиотеке №8. После коллаж-движа молодая художница из Хабаровска рассказала подробнее о своем увлечении.

- Яна, когда ты занималась со школьниками в библиотеке, я обратила внимание, что это не просто вырезал бумажечек, раскидал по фону, наклеил, а есть система. Ты напоминала детям, что яркое пятно в угол размещаем, девочку похвалила, что она наклеила желтые контрастные кусочки на синий. Что определяет результат коллаж-движа, как предмет искусства, то есть, то, что получилось на картоночке – это искусство. Там есть тоже определенные правила?

- На коллажи распространяются основные принципы визуальной эстетики: колористика, композиция, идея та же. Я на занятиях рассказываю о том, что важно создать силуэт, какой-то доминирующий элемент, чтобы глаз за него цеплялся. Или ограничивать себя в цветах. Как правило, на первом занятии понимание этого заметно только у людей, у которых есть какая-то подготовка художественная. У них коллажи вполне себе серьезный инструмент художественный.

- Я правильно тебя понимаю, что перед тем, как приступят к работе участники коллаж-движа, ты им проговариваешь кое-какие моменты, правила?

- Да, сперва я напоминаю о последовательности. Сначала выбираем, что нам интересно, и не спешим это наклеивать. Потому что там много комбинаций, каких-то историй может сложиться. И помним про композицию и главный элемент. Я слегка плаваю сейчас, это недостаток педагогической уверенности. Но это практикой решается.

- А есть еще сопротивление среды, так называемое. Когда ты думаешь: «Ух, я сейчас вот как сделаю! Я все правила послушала, у меня все классно получится!». А когда приступаешь к работе, все идет по-своему как-то.

- Да. Хотя, кажется, ну что там, повырезал, приклеил, все равно что-то сложится. И часто бывает такой мнимый успех, он дает ложную уверенность: «Я уже художник!». Это в какой-то степени блокировка того, чтобы прикладывать более серьезные усилия. Заметила такое явление: когда кто-то не уверен и часто спрашивает совета, у того получаются гораздо более интересные, сюрреалистические работы. Даже, может быть, не прислушивается к моим рекомендациям, но видно, что человек готов поразмыслить, покрутить, на минутку дольше перебирать варианты. Хотя материал такой же, как у остальных.

- Я тоже заметила, что среди детей был мальчик, который все быстро вырезал, наклеил рядом, все, готово! А был мальчик, который спросил - можно ли ему что-то политическое сделать, про Украину. Не так у него все быстро получилось, но работа получилась интереснее.

- Да, у него еще метафора была, в виде домино.

- Ты упомянула сюрреалистичность, есть ли в этом твое личное предпочтение?

- Просто в коллажах это легко сделать. Фотографичные изображения – такие реальные, и когда ты сочетаешь их в истории, которые не могут случиться, то мозг удивляется. Удивления – самая сильная реакция!

- Я помню, что в одном коллаже художник использовал изображение девушки, которая делает какую-то физкультуру, лежа на полу, на спине, но он эту фигурку приклеил вертикально, и кажется, что девушка стоит со склоненной головой и плечами, задолбанная чувством вины, жесткой моралью. Перевернул, и поменялся смысл. Это тоже цепляет внимание.

А еще ты про одну работу сказала, что ее делала женщина, потерявшая сына на войне. Как так получилось, что она попала к тебе на коллаж-движ. Я думала, на такое только молодежь собирается?

- Это коллаж с занятий, которые проводятся в центрах по работе с населением. Я написала программу на десять занятий, мастер-классов. Такие занятия потом, возможно, могут стать кружками по интересам в самих центрах, в разных районах Хабаровска. Уже без моего участия, с педагогами, с психологами. Какое-то количество занятий я провожу для граждан старшего возраста. Приходят те, кто интересуются творчеством, бывает, просто на вахте работает бабушка и ее тоже позвали. Как правило, это все люди с уклоном в творчество, активные на районе.

- То есть, ты написала программу, а для начала увидела, куда эту программу написать.

- Я работаю дизайнером в компании. Эта компания иногда сотрудничает с управлением по социальной работе администрации города, помогает с продвижением. У них проблема, что мало людей знает об их услугах, о возможности бесплатно посещать занятия в центрах, например. Им бы хотелось как-то это большей огласке предать. Я в качестве примера самоорганизованной системы, которая помогает людям расслабиться, интересно провести вечер, рассказала про коллаж-движ. Им это понравилось, предложили принять участие в конкурсе проектов. Я не сама написала проект на грант, потому что мне сложно дается работа с документами. Мне помогли коллеги.

Про грант я еще хотела сказать, что это не только серия занятий, а в конце года пройдет фестиваль кинофильмов, в том числе про инвалидов. В городском Доме культуры в Хабаровске. Будет там и площадка «коллаж-движ». Все это пройдет для того, чтобы показать, что люди, которым нужна социальная поддержка и которые ее могут оказать, могут собраться вместе и что-то делать. И еще выпустим сборник работ, и, наверное, выставку там же в Доме Культуры сделаем.

- Мне кажется, ты сейчас очень важную вещь сказала. Человек не универсален, в одной области он талантлив, в другой может быть слаб, и хорошо, когда есть к кому обратиться. На выставке есть работа, про которую ты сказала, что это сделал верующий человек, который мучается от чувства вины: он употребляет вещества, изменяющие состояние сознания. Как он попал к тебе на коллаж-движ?

- Мы же собирались у меня дома, посиделки с друзьями. А у меня дома лежала куча журналов 70-х годов, советских и дружественных Советскому Союзу стран, эти журналы мне художники передали, чистили мастерские. И вот этот парень сказал: можно я что-нибудь поделаю, поклею из журналов? Он тяготеет к индуизму, и вот так, через коллаж, он выразил свои внутренние конфликты. Но мне тоже это помогает – когда в коллажах выражаешь проблему. Формализировал, и вроде уже полегче.

- Сделал невидимое видимым. Что касается коллажей, я обратила внимание, что не все ограничились пятью элементами, как ты советовала. А что ты советуешь, когда человек вырезал очень много элементов, и спрашивает, что ему с этим делать?

- Там надо смотреть: сочетаются ли по стилю эти изображения. Например, какие-то иллюстрации и фотографии не могут подружиться друг с другом. А порой сложить в какую-то многокомпонентную композицию вполне реально. Но я обычно говорю: давайте склеим несколько коллажей.

- Ты говоришь, что некоторые картинки не сочетаются друг с другом. А почему? Что может такого не сочетаться?

- Я сама на этом пути не так давно. Мне давала обратную связь Оля Кирсанова. Она открыла сообщество российских коллажистов «Режь да клей». У них есть раздел сайта «Русские коллажисты», и Оля сказала: «Если у тебя есть тридцать работ, скинь, может, мы возьмем». Я подала заявку, коллажи не взяли, но она написала пояснение, что можно исправить. Например, я сначала тяготела к мультяшным милым азиатским персонажам. А Оля сказала, что это почти всегда плохая идея. Сейчас я понимаю, что это справедливо, это очень часто нарушение авторского права иллюстратора. В коллажах, что касается авторского права, всегда такое количество ограничений, если ты делаешь это не для того, чтобы хорошо время провести, а делаешь это, чтобы продавать. Тогда иллюстрации либо лучше не использовать, либо изображения каких-то старых гравюр.

- Автор, который уже не будет претендовать на авторское право. Ты сказала про коллажи для продажи. Где их продавать? Или их можно делать на заказ?

- С чего мое серьезное отношение к коллажам, как у художника началось? Мы как-то клеили коллажи в мастерской одного матерого художника, и пришел человек, чтобы купить произведение современного искусства себе в коллекцию. А там висел мой коллаж «Взрослеть отстой» - Лев Толстой под панка заклеенный и фраза из газеты вырезанная, и меня спросили, можно ли его купить. Я продала коллаж за четыре тысячи. Это была одна из моих первых работ, и я подумала: «Если человек насмотренный, разбирающийся оценил, то, наверное, стоит продолжать». И на следующей выставке в Хабаровске я уже приняла участие с коллажами. И тоже отметили. Это тоже мне придало уверенности. Еще мне друг, дизайнер интерьеров, сказал, что коллажи можно было бы оформлять аккуратно, в паспарту и использовать для интерьеров.

- Если нет возможности прийти к тебе коллаж-движ, но дома есть картон, есть старые журналы, ножницы, клей. Дай, пожалуйста, несколько рекомендаций, прежде чем приступить к работе над коллажом.

- Иметь главный элемент. Не обязательно большой один предмет, но это центр композиции, который цепляет наш глаз, а потом мы рассматриваем все остальное. Не использовать готовых изображений, а попробовать личный взгляд фотографа в исходном изображении растворить своим личным взглядом. Помнить про силуэт, про соотношение контрастов. Мне помогает вот что: прищурился, если в кашу не сливается, нормально. Не все заготовки использовать в коллаже. Они могут пойти в следующую работу. Сообщество «Режь да клей» тяготеют к минимуму действий, максимуму выразительности. Я сейчас наоборот пошла к многосоставным коллажам, одну мою работу взяли на выставку в ЦСИ «Заря», она как раз из серии работ симметричных, с отсылкой к лубку, главный персонаж, сверху что-то, сбоку. Это нетипично для «Режь да клей». Мой зин «Шизандра» с такими коллажами не взяли на фестиваль «Режь да клей», из-за авторского права. Но у меня есть подозрение, что не только из-за авторского права. Там есть упоминание ацетона, химки и Дальнего Востока, - наши печальные местные мемы. Мне эта тема кажется важной: химические вещества вдыхают, на здоровье это очень влияет, но как-то об этом не принято говорить. А я наблюдаю, как люди зависят. Если же возвращаться к количеству элементов, то лучше меньше, но сразу классно и мало не получится.

- А я вот еще о чем подумала. Мы недавно со знакомыми обсуждали, что у нас есть предпочтения в книгах, в кино в определенном сюжете из фантастики. Это или секретный мир с артефактами и аномальными явлениями, или мир киберпанка с противостоянием антагониста и протагониста, или мрачный постапокалиптический мир. Можно в этом поле работать?

- Можно. Просто ты будешь обращать внимания на изображения с таким настроением. Это тоже путь. Не только перебором изображений можно. Я еще забыла сказать, что в работе какой-то конфликт должен присутствовать. Противоречия. Как правило, если ты вот так бросишь россыпь картинок, там уже какая-то история сложится. Только остается подкорректировать. Вот это и есть волшебство, когда само рисуется, а не ты стараешься. Когда стараешься, сильно умом получается. Может, ты и на идею натянул, а зритель не считает. Надо все пробовать.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять