Яндекс.Метрика
9 января

Проект «Литературное наследие И.У. Басаргина»: основные события 2017 года


  

Часы работы МБУК ВЦБС:
Вт - Пт 11:00 - 19:00
Сб - Вск 10:00 - 18:00
Пн - выходной
Последняя пятница месяца - сандень

Контакты
Банковские реквизиты
Copyright © [МБУК ВЦБС 2003-2017] 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Владивостокская централизованная библиотечная система"

Владивосток  [vladlib.ru]
С 2006 г. филиал № 11 Владивостокской библиотечной системы носит имя известного приморского писателя Ивана Ульяновича Басаргина, поэтому доминирующим направлением является реализация разработанного библиотекой проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина». Одним из направлений проекта является литературное краеведение, в основе которого лежит проникновение в творческую лабораторию писателей, сопоставление их творчества с жизненными впечатлениями читателей о родном крае. Именно об этом писал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».

  • В 2017г. проект библиотеки «Литературное наследие И.У. Басаргина» был удостоен премии имени Матвеевых в номинации «Лучший просветительский проект библиотеки»,  на ДВ выставке - ярмарке «Печатный двор».
  • Подготовка материалов на предоставление гранта Фонда «Русский мир» на издание сборника «Русские старообрядцы Басаргины в историко-культурном пространстве Дальнего Востока (по архивным материалам и воспоминаниям)»
  • «У таежных костров…». – Юбилей книги «Акимыч – таежный человек» (К 88-летию со дня рождения И.У. Басаргина). Театрализованная постановка по произведению писателя   
  • «Тигр в произведениях И.У. Басаргина и В.И. Тройнина» – Литературный семинар. (К 80-летию со дня рождения В.И. Тройнина).    
  • Участие в конкурсе буктрейлеров (видеороликов) о любимых авторах и книгах, объявленный к 130-летию ПКПБ  им.А.М.Горького. (Буктрейлер по рассказу И.У. Басаргина «Прощай, Мишка!»- М.Бурдело).
  • «Архивная деятельность библиотеки им. И.У. Басаргина»  (участие в конференции к 130-летию ПКПБ  им.А.М.Горького).
  • Участие в городском конкурсе в номинации «И.У. Басаргин-маяк в жизни». Конкурсная работа «Погружение в произведение» (глубокое погружение в произведение И.У. Басаргина «Мокрые снеги»).
  • Участие в семинаре «Школа – библиотека: грани сотрудничества» в ПК ИРО (секция истории).
  • Из опыта работы «Десять лет с именем И.У. Басаргина». Встреча в библиотеке с  преподавателями и студентами филологического факультета Школы педагогики ДВФУ (г. Уссурийск).
  • Подготовка и издание сборника материалов урока-погружения по рассказу И.У. Басаргина «Мокрые снеги».


Мероприятия со школьниками по программе «Басаргинская строка» в 2017 г.

Уже десять лет в рамках проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина» реализуются программа «Басаргинская строка», содержание которой способствует развитию у школьников художественного понимания авторского видения окружающего мира, ценностных ориентиров и нравственных проблем, волнующих писателя, восприятию изображенных в его произведениях человеческих характеров, приобщению учащихся к искусству слова самобытного приморского прозаика. На занятиях используются современные интерактивные формы, в их числе филологический поиск, литературный буктрейлер, применяются элементы театрализации, например, осуществляются постановки одноактных пьес по мотивам рассказов и новелл И.У. Басаргина, что расширяет знания учащихся о возможностях интерпретации литературного произведения, способствует проникновению в характеры персонажей.

В 2017 году в связи с запросом преподавателей школ занятия в рамках программы были скоординированы с программой факультативного курса по русскому языку (5 класс МБОУ «СОШ № 64», учитель Т.П. Климова) и истории России (8 класс МБОУ «СОШ № 57», учитель С.Г. Евтухова). 

При отборе материалов для занятий по истории России, выбирались фрагменты произведений, имеющих познавательно-воспитательную ценность и содержащих живое изображение исторических событий, конкретные образы и высказывания литературных персонажей, выражающих типичные стремление, идеи своего класса и своего времени, образы представителей народных масс, описание трудностей переселения крестьян на Дальний Восток России. На каждом занятии использовались произведения писателя, имя которого носит библиотека. Необходимо подчеркнуть, что использование произведений художественной литературы на занятиях, красочно и эмоционально иллюстрирующих, дополняющих материал учебника, способствует пропаганде книг (в том числе и краеведческой литературы) и продвижению чтения. 

Например, на занятии в восьмом классе по теме «Российское крестьянство в XIX в. Отходничество», чтение отрывков из романа И.У. Басаргина «В горах Тигровых» помогло ребятам образно представить особенности работы крестьян-отходников – плотовщиков, сплавляющих лес по рекам Каме и Волге из Пермского края в далекую Астрахань, подвергающих себя в пути смертельному риску при прохождении бурливых перекатов по Каме. На обратном пути, уже в качестве бурлаков, тяжело и надсадно тянущих баржу от Астрахани до Перми, потому что «не пойдёшь же пешком в такую даль зря. Деньги проешь, что заработал». Убрав хлеба, крестьяне снова занимались отхожими промыслами: «уголь для демидовских заводов выжигали», уходили «валить лес помещику».

На занятии в пятом классе по теме «Путешествие в «Зимнюю сказку» с Иваном Басаргиным» на красочных слайдах была представлена зимняя уссурийская тайга после недавнего снегопада, сверкающая в лучах восходящего солнца и приведены поэтичные строки из рассказа И.У. Басаргина «Следы и судьбы». Это помогло учащимся увидеть образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в данном художественном тексте, выбрать эпитеты.

На конкурсе буктрейлеров «Время читать», который проводила Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького в марте-апреле 2017 г., буктрейлер участника программы «Басаргинская строка» М. Бурдело, созданный по рассказу И.У. Басаргина «Прощай, Мишка!», был удостоен грамоты за популяризацию произведений приморских писателей в номинации: о любимом писателе.

В 2017 г. учащимися 9 «А» класса под руководством Т.П. Климовой и специалиста библиотеки им. И.У. Басаргина Т.А. Тюнис на городской конкурс «Класс года – 2017» в номинации «И.У. Басаргин – маяк в жизнь» была представлена инновационная работа «Погружение в произведение» (на примере рассказа И.У. Басаргина «Мокрые снеги»), где были использованы элементы трансмедийности; работа в данной номинации была удостоена I места и отмечена дипломом. В рамках данной темы школьниками были представлены исследовательские работы и сочинения разных жанров: «Прототипы героев рассказа И.У. Басаргина «Мокрые снеги» (по материалам личного фонда И.У. Басаргина литературного архива библиотеки), «Подростки первых послевоенных лет в рассказе И. Басаргина «Мокрые снеги» (К. Андрущенко), «Отзыв на рассказ И.У. Басаргина «Мокрые снеги» (Д. Родинко), «Рецензия на рассказ И.У. Басаргина «Мокрые снеги» (О. Шебалёва), «Нравственные проблемы  в рассказе И.У. Басаргина «Мокрые снеги» и Ю.П. Казакова «Тихое утро» (Е. Файзулина), «Язык рассказа И.У. Басаргина «Мокрые снеги» (О. Дьякова), «Топонимы в рассказе И.У. Басаргина «Мокрые снеги» (В. Кайзер). Н. Климов и М. Бурдело создали буктрейлер по рассказу И.У. Басаргина «Мокрые снеги»; О. Дьякова и А. Климова представили свои варианты художественного оформления спектакля – эскизы декораций, изображающих место действия, эскизы костюмов героев произведения, соответствующих времени 40-х годов прошлого века; А. Килина спроектировала программку и афишу к одноименному спектаклю. Спектакль был поставлен на подмостках библиотеки им. И.У. Басаргина и МБОУ «СОШ № 64».

На совместно разрабатываемых и проводимых в библиотеке и школе занятиях развивается коммуникативность учащихся; школьники готовятся к семинарам, докладам, диспутам и, участвуя в них, приобретают опыт публичных выступлений, совершенствуют умение оформления и представления исследовательских и творческих работ.

Использование на занятиях по программе «Басаргинская строка» театрализации для более глубокого усвоения содержания произведения, создание словесных и пластических сценических образов по отдельным фрагментам из произведений писателя, способствует не только развитию интереса к книге и чтению, но и раскрытию индивидуальных способностей детей. Активная разносторонняя работа по творчеству И.У. Басаргина (с выполнением индивидуальных и коллективных заданий) способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого учащегося и сплочению классных коллективов.

В работе со школьниками активно используются материалы личного фонда И.У. Басаргина. Это необходимые первоисточники для справок и консультаций. Они позволяют понять многие события и факты в судьбе и творчестве нашего земляка, являются источниковедческой базой.

Анализ совместной работы учебных заведений и библиотеки им. И.У. Басаргина с разными классными коллективами по литературному краеведению позволяет утверждать, что данная деятельность расширяет и обогащает знания школьников, прививает любовь и уважение к истории и культуре региона, формирует высокую гражданскую позицию, развивает индивидуальные склонности, способствует повышению читательской активности. 

20171116_124913.jpg 20171116_125708.jpg IMG_20171017_120616.jpg IMG_20170118_154430 - копия.jpg IMG_20170609_113018.jpg IMG_20171017_120702.jpg IMG_20170609_113742.jpg IMG_20171221_133322.jpg IMG_20171116_133849.jpg IMG_20171116_135031.jpg IMG_20171221_132459.jpg P3190051.JPG