Фрегат «Паллада»: история и современность

 

В 2019-2020 годах три парусника — «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» — пронесли вокруг света российский флаг. 200 лет назад был открыт шестой материк, Антарктида. Экспедиция организована в память о смельчаках, доказавших, что, мечтая, можно найти даже край света.

Разбираемся в истории «Паллады»…

 

Два разных фрегата…

Многие еще в школе читали книгу очерков «Фрегат „Паллада“», составленную Иваном Гончаровым на основе путевых заметок из экспедиции на военном парусном корабле в 1852–1855 годах. Гончаров входил в личный состав фрегата в качестве секретаря главы морской экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина, вместе с экипажем посетил Англию, побывал в некоторых странах Африки, Китае, Японии, а в Петербург вернулся по суше через Сибирь. Путешествовал он на том фрегате российского военного флота, который был заложен 2 ноября 1831 года в Санкт-Петербурге и затоплен в конце Крымской войны (январь 1856 года) в устье реки Амур. 

Когда мы сегодня говорим о «Палладе», то имеем ввиду российское учебное парусное судно, построенное на судоверфи в польском городе Гданьск и спущенное на воду в июле 1989 года. Этот фрегат назван в честь исторического военного парусника «Паллада». Судно принадлежит Дальневосточному рыбохозяйственному университету и базируется во Владивостоке. Точнее в город оно приходит в январе, чтобы в течение 1,5-2 месяцев провести необходимые ремонтные работы и пополнить запасы. Оставшееся время «Паллада» бороздит морские просторы планеты.

1 сентября 1832 года в Петербурге со стапелей Охтенской верфи был спущен на воду новый фрегат, на корме которого золотом отсвечивало его имя – «Паллада».

В древнегреческой мифологии было две Паллады. Одна – дочь Тритона, внучка титана Океана. Вторая, которую мы знаем со школы, Афина Паллада – дочь Зевса, богиня мудрости, военной стратегии и тактики. В любом случае, имя очень подходило военному фрегату.

Первым командиром «Паллады», был, тогда еще капитан-лейтенант,  Павел Степанович Нахимов, которого мы больше знаем как адмирала флота,  который во время Крымской войны разгромил главные силы турецкого флота во время Синопского сражения 30 ноября 1853 года, а с 9 марта 1855 года руководил обороной Севастополя и погиб, выполняя свой воинский долг.

Более двадцати лет этот корабль достойно нес ратную службу на Балтике, будучи приписанным к военному порту Кронштадт. 

В октябре 1852 года «Палладу» включили в состав экспедиции адмирала Е.В. Путятина, целью которой было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. И фрегат под командованием капитан-лейтенанта И.С.Унковского направился на Дальний Восток, пройдя Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

Члены экипажа и во время перехода, и во время ожидания окончания переговоров в Японии активно занимались исследованиями морей и океанов, проводили картографическую съёмку и опись бухт и побережий, собирали научные коллекции, изучали быт и нравы местного населения. «Паллада» под руководством К. Н. Посьета провела гидрографическое описание восточного берега Кореи, которое тогда было совершенно не исследовано. Так же русские моряки открыли заливы Посьета и Ольги, бухты  Рейд Паллада, Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова.

Переговоры с японцами закончились с нулевым результатом (в это же время японское правительство активно «обхаживали» американцы также с целью заключения политических и торговых договоренностей, и японцы тянули время, пытаясь этим добиться для себя наиболее выгодных уловий).   И капитан в мае 1854 года отправил фрегат в Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань).  

Здесь экипаж узнал, что Россия находится уже в состоянии войны с Англией и Францией. В Императорскую Гавань прибыл губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, который распорядился укрыть «Палладу» в устье Амура. С фрегата полностью сняли вооружение, чтобы он мог пройти по речному мелководью, но это не помогло. Общее состояние корабля, претерпевшего во время рейса несколько штормов, было плохое. И из-за невозможности выйти в море зимовать «Палладе» пришлось в Константиновской бухте Императорской Гавани с экипажем из 14 матросов под командованием подпоручика Кузнецова. В случае появления неприятеля они должны были сжечь фрегат, а самим по берегу добраться до поселений на Амуре. Всю зиму матросы боролись за выживание судна, откалывали лёд, откачивали из трюма воду, но сил явно было недостаточно. К весне 1855 года «Паллада» была уже в таком состоянии, что пришедшие на помощь фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» не смогли отбуксировать судно туда, где было бы возможно произвести его ремонт. По приказу контр-адмирала В.С. Завойко корабль был затоплен в 1856 году.

На берегу бухты Постовой, где затоплен фрегат, в октябре 1963 года был открыт памятник — дань уважения экипажу фрегата «Паллада».  На постаменте установлена цилиндрическая колонна, которую венчает макет парусного корабля, стоящего на земном шаре.

А через 130 лет — построенный по чертежам исторического фрегата — учебный парусник «Паллада» не только присоединится к российскому флоту, но и прославится на весь мир, как самое быстроходное парусное судно класса «А».

Это лучшее учебное парусное судно современной России. За почти 30-летнюю историю на корабле прошли обучение 13 000 курсантов, юнг и студентов-моряков. Судно побывало в 37 странах, совершило 3 кругосветных путешествия.

Фрегат был спущен на воду июле 1989 года, и его первое плавание из Балтийского моря в Тихий океан к порту приписки — Владивостоку символично повторило последний маршрут своего знаменитого предшественника — военного фрегата «Паллада».

За 30 лет навигации фрегат «Паллада» побывал в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После распада СССР «Паллада» стала первым российским судном, которое с новым триколором на флагштоке вошло в порты Венесуэлы, Кубы, островов Фиджи и Самоа и даже в США.

В 1991 году фрегат принял участие в юбилейной экспедиции «Русская Америка», посвященной 250-летию открытия Аляски российскими мореплавателями.

Первое кругосветное плавание фрегат совершил в феврале-августе 1992 года, длилось оно 189 дней.  В рамках этого путешествия «Паллада» приняла участие в трансатлантической «Большой Колумбийской регате» в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом.

Второе кругосветное плавание «Паллады» было посвящено 190-летию морской кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и одновременно 50-летнему юбилею присутствия россиян в Антарктиде.  В этот раз паруснику понадобилось 284 дня, чтобы обойти вокруг света. Плавание продолжалось с ноября 2007 года по август 2008. За это время фрегат прошел 3 океана и 23 моря, посетил 19 стран на 4 континентах и 2 раза пересек экватор.  Почти половина времени в море прошла в опасных штормовых условиях! Однако, во время этого кругосветного похода фрегатом был установлен новый мировой рекорд скорости — 18,8 узлов.

Парусник знаменит не только своей учебной деятельностью, но и активным участием в культурной жизни страны. «Паллада» не раз появлялась на международных кинофестивалях «Меридианы Тихого», «Человек и море» и «Днях Лаперуза» в Приморье. На его борту гостили не только официальные лица и звезды отечественного кино, но даже Арнольд Шварценеггер и король Испании Хуан Карлос I.

3 июня 2020 года «Паллада» вернулась из своего третьего кругосветного путешествия, посвященного 200-летию открытия российскими моряками Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым шестого материка — Антарктиды и 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вместе с «Палладой» в этой уникальной экспедиции, носящей название «Паруса мира», приняли участие и парусники «Седов» и «Крузенштерн». Из них «Паллада» ближе всех подходила к Южному полюсу.

Так продолжается слава российских мореплавателей в преемственности названий судов и героических дел.

Главный библиотекарь библиотеки № 13 Шкурко Галина Александровна

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять