Время читать: Проблемы взросления в книгах Екатерины Мурашовой

Дорогие юные читатели и родители, продолжаем знакомить с книгами современных российских авторов. Сегодня – рассказ о творчестве современной писательнице Екатерины Мурашовой.

«Я не знаю, как устроен этот мир, и не верю ни в каких конкретных богов. Но одну важную закономерность сумела, мне кажется, в нем уловить. Мир — ВСЕГДА отвечает. Но посылает нам не то, чего мы хотим (это было бы слишком просто и неинтересно), а только то, на что мы ОСМЕЛИВАЕМСЯ. Осознайте разницу и никогда не торопитесь сдаваться, если вам говорят, что это или то слишком трудно, малодостижимо из вашего положения, „лучше синица в руках, чем журавль в небе“ и т. д. Осмельтесь и сделайте шаг вперед по желанной для вас дороге. Затем еще один… и еще… Потом когда-нибудь оглянетесь назад и удивитесь — как далеко вам удалось уйти».

Из интервью с Екатериной Мурашовой

Екатерина Вадимовна Мурашова — семейный психолог, писатель, автор подростковых драматических книг. Родилась в Ленинграде в 1962 году. Дважды окончила Ленинградский Государственный университет — биологический и, спустя почти десять лет, психологический факультет по специальности «Возрастная психология». С научными экспедициями объездила весь Союз. Была на юге, на севере (Баренцево, Белое моря), на Дальнем Востоке (Сахалин, Камчатка, острова). Работала в зоопарке и в цирке «шапито» (рабочей по уходу за животными), на кафедре эмбриологии ЛГУ, в институте экспериментальной медицины, по программе «Врачи мира» с детьми из социально-неблагополучных семей. В настоящее время работает в детской поликлинике семейным психологом, преподает в СПб Университете Культуры. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Награждена двумя национальными премиями России по детской литературе «Заветная мечта» — за повести «Класс коррекции» (2005) и «Гвардия тревоги» (2007). В 2010 году включена в число номинантов Международной литературной премии Астрид Линдгрен.

По словам писателя В. Воскобойникова Екатерина Мурашова — совершенно необыкновенный для нашего времени писатель. Не похожий ни на кого. И это здорово! Потому что настоящая хорошая книга обязательно обогащает человечество новым: неожиданным взглядом, мыслью, чувством. И книги Екатерины Мурашовой как раз это делают. Тут у многих сам собой может возникнуть вопрос: чем же ее книги так уж хороши? Дело в том, что книги Мурашовой о самом главном в жизни. Не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому нужна наша помощь, кому без нас будет плохо, кого необходимо спасать. Хорошо, если вы еще никогда не попадали в беду. А если попали? Помните, как вы были счастливы, когда совсем незнакомый человек вас выручал? Книги Екатерины Мурашовой помогают нам вглядываться в жизнь. Они показывают, что каждый человек, даже самый неказистый и невезучий с виду, все равно сохраняет свет в своей душе и необходим остальным людям. Он, как и мы с вами, тоже может совершать добрые и отважные поступки. И герои книги, которая у вас в руках, их совершают, хотя, казалось бы, им не так уж и много лет.

Повесть Екатерины Мурашовой “Класс коррекции” сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

В весьма преуспевающей школе с хорошими показателями, среди прочих седьмых классов, в которых – по алфавиту – учатся дети обеспеченных родителей (А и Б классы), просто нормальные дети (В и Г классы), дети с криминальными задатками (Д класс), есть и класс Е – класс коррекции, в который, точно на свалку, отданы те, кого просто некуда больше деть.

«Милосердие» – с этого слова начинается повествование. Учительница просит детей из 7 Е вспомнить о милосердии, потому что в их класс приходит новый ученик – инвалид-колясочник Юра Мальков. Но вместо ожидаемых насмешек и издёвок начинается дружба – настоящая дружба без скидок на физическую неполноценность.  Приход Юры в класс – своеобразная проверка на человечность, и ребята выдерживают её. У Малькова есть свой мир – тот мир, в котором каждый может исполнить свою мечту. Там Юра нормально ходит, даже бегает и скачет на лошади. Там есть фонтан, земляничные поляны и таверна «Три ковбоя», замок с заколдованной принцессой. Сначала Юра приглашает туда одного лишь Антона Антонова – мальчика, понимающего о мире и классе коррекции гораздо больше, чем все остальные, затем – других ребят.

Видя несправедливость мироустройства (школа как модель мира), Антон понимает, что его рыцарский меч – здесь, на этой стороне жизни. Здесь и сейчас он должен сражаться за брошенных детей, за «очарованную» одноклассницу Стешу, за слепо-глухого Мишку, за инвалида-Юрку, за Митьку и Витьку, которые только и держатся в этом мире друг другом.

Молодой учитель географии, пришедший в школу, мгновенно замечает, что дети, которых принято считать неполноценными, по своим внутренним качествам гораздо более полноценны, чем взрослые. Они честнее, они не предают друг друга. Учителя и администраторы школы зависят от родителей-спонсоров, зависят настолько, что в прямом смысле разделяют мир на касты, и класс коррекции в нём – неприкасаемые.

Бороться с этим порядком бессмысленно, это вечный бунт одиночек против системы. Но в подобном бунте – единственная правда. Трагические узлы затягиваются вокруг каждого из героев истории, и не всем удастся справиться с ними. Финал повествования символичен. Спасение есть, но не в этом мире, не здесь, где зло понятно и привычно, а добро вызывает улыбку сострадания и недоумение. И всё-таки свет есть, пока есть люди с неистощимой потребностью любить, то есть отдавать.

Рекомендую книгу не только вдумчивым молодым читателям 14+, но и их родителям.

По моему мнению, «Гвардия тревоги» – удивительная книга с фантастическим сюжетом с неожиданной развязкой скрывает за собой рассказ о современных подростках, историю про дружбу, первую любовь, отношения со взрослыми. Читается она на одном дыхании, от книги не оторваться. Рекомендую школьникам 14+.

Попав в 8 «А» из других школ, Тая, Дима и Тимка оказываются «в стороне» от одноклассников, словно объединенных некой общей таинственной целью. В новом классе нет «дедовщины», никого не травят, ни на ком не «ездят». Откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, порой переходящее в панику?! Не устояв перед искушением раскрыть тайну одноклассников, герои повести окажутся на пути понимания сложных механизмов в себе и в других. И перед каждым из них встанет необходимость сделать выбор.

В 2008 г. «Гвардия тревоги» стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

Эта повесть — о столкновении интересов двух подростковых компаний — благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников. Время действия — 90-е годы XX века. И хотя воссозданная в повести жизнь прагматична, а порой и жестока, в ней нет безысходности, а есть место и родительской любви, и заботе о слабых и привязанности к ним, и чистейшей влюблённости, жертвенности и благородству.

Удивительно правдиво описаны начатки разрушения всяческих стен между «несовместимыми по жизни» людьми, маленькими и большими. И как верно подметил главарь беспризорников, Генка Лис: «только в книжках добро и зло делится в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…».

Главные герои книги – подростки 12-14 лет: с одной стороны  – семиклассники престижной питерской гимназии с математическим уклоном, с другой – дети-беспризорники, сбившиеся в стаю малолетние преступники под предводительством Старшего Лиса.

Чтобы эти два совершенно разных мира пересеклись и всё-таки смогли понять друг друга, нужно какое-то фантастическое чудо. В данном случае- это появление в их жизни их ровесников-инопланетян (брата и сестры Уи и Аи), которым ребята пытаются помочь найти друг друга.

За короткое время семиклассники, которые как это бывает в престижных спецшколах, были “по отдельности, как раковины в море… каждый в своей скорлупке, никому до другого дела нет”, очень изменились – общая тайна и общее благородное дело их сдружили и изменили, каждый показал, на что он способен. Изменились и многое поняли и их родители и учителя: ” Это – наши дети, и их мир таков, каким мы его сделали”.

В книге показаны истории нескольких детей – и обеспеченных, и обездоленных, сложности их общения со взрослыми, между собой, с внешним миром, их искания правды и гармонии. Они по-взрослому рассуждают о вопросах мироздания и по-детски мечтают о чуде. И это чудо происходит на всём протяжении повести и в финальной сцене, где по воле автора встречаются все герои.

Финал, да и вся книга, очень светлые и добрые, хотя описанная в ней жизнь (“лихие 90-е”) очень жестока, когда даже дети стреляют в детей. Но у каждого из героев есть “маленькая пушистая душа”: главарь банды беспризорников Генка Лис трогательно заботится о своих младших больных братьях, у Братца Кролика “в посёлке мамка-пьяница и две сестрёнки”, он им сам “зарабатывает” на еду и игрушки. А девочка Марина, папа которой является одним из спонсоров гимназии, “червяков с асфальта собирает и в траву относит, чтоб не погибли”. Здесь есть и родительская любовь, и самоотверженность учителя, и детская искренность, и дружба.

Я думаю, что хотя эта книга и предназначена для юношества (14+), но полезна она будет и взрослым людям – родителям и учителям. Она помогает лучше понять наших детей и самих себя.

Все вышеперечисленные книги вы найдете в городских библиотеках. Рекомендую обратить на них внимание руководителей детским чтением – педагогов и родителей.

У современной писательницы Екатерины Мурашовой есть и книги для взрослого читателя (в соавторстве, в основном), а также немало книг по возрастной психологии, которые также можно найти в наших библиотеках. Приятного вам чтения!

Александра Плеханова, заведующая библиотекой № 13

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять