Иногда так бывает. Ты никогда вживую не видел человека, не общался тет-а-тет, но через его творчество, песни, стихи чувствуешь – этот человек близкий по духу, родной. Такой же приморский житель, впитавший в себя соленый ветер океана, бережно хранящий воспоминания о городе на берегу Японского моря, в его песнях я слышу пронзительный крик чайки парящей над волнами, завывание ветра на сопках ночного Владивостока, шум прибоя у городской набережной. И хотя волею судьбы теперь Андрей Земсков живет на Украине, но он настолько наш, что дух захватывает, когда слушаешь его видеозаписи, читаешь стихи. Полна земля родная талантами и Андрей Викторович несет голос Родины в сердце своем. Его любовь к дорогим местам и ностальгия по Владивостоку звучат отчетливо в каждой строчке, да что там говорить, на своей странице на сайте стихи.ру Андрей Земсков представился «дальневосточник, живущий вдали от Родины». Не отнять — не прибавить. Встречайте великодушно!
Наша справка
Андрей Викторович Земсков (р. 28 апреля 1968, Комсомольск-на-Амуре[1], Хабаровский край) — поэт, автор-исполнитель песен, член Союза писателей России с 1999 года. Жил в Хабаровске и Владивостоке. С 2012 года основное время проводит с семьёй в Харькове.
Биография
С 1988 года пишет песни на свои стихи. Лауреат Дальневосточных фестивалей авторской песни. Гран-при фестивалей авторской песни «Бригантина — 2000» (Владивосток), «Беркакит — 2007» (Якутия), «Соловьиная трель — 2012» (Курск). Дипломант фестиваля «Рамонский родник — 2012» (Воронеж). Дипломант фестиваля «Платформа» им. В.Грушина 2013 года. В Хабаровске выпущено два сборника ранних стихов: «Ветер» (1995) и «Бездорожье» (2000). В 2012 году в Харькове издана книга стихов «Голос, живущий во мне»[2]. Стихи публикуются в литературном журнале «Дальний Восток» (Хабаровск). Лауреат 1 премии им. П. Комарова литературного журнала «Дальний Восток» (поэзия) за 2012 год.
Собрал материал о пребывании во Владивостоке Владимира Высоцкого. Автор очерка «Открыт закрытый порт Владивосток» о Высоцком во Владивостоке. Инициатор открытия мемориальной доски в память концертов Высоцкого во Владивостоке (доску открыл в 2006 году Никита Высоцкий).
Автор более 200 песен на свои стихи. Записал 14 альбомов. С 2000 года концертная деятельность является его основной работой. Неоднократно выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Праге и других городах. Относит своё творчество к жанру авторская песня, хотя использует и элементы рока, фолк-рока и шансона. Пишет песни о людях, о городах, о временах, о любви и о войне. Особое внимание уделяет работе над стихами.
Дискография
- «Беспредельная весна» (1999)
- «Колокольное дерево» (2000)
- «Сибирский альбом» (2000)
- «Виртуальная жизнь» (2003)
- «Автопилот» (2004)
- «Белый снег России» (2005)
- «Ветер с Востока» (2005)
- «Чёрно-белый клип» (2008)
- «Храм на Любви» (2009)
- «С чистого листа» (2010)
- «Перекати-поле» (2011)
- «По проходным дворам Владивостока» (2013)
- «Крылья Жар-птицы» (2013)
- «Островок» (2015)
Замечательное интервью с героем номера вышло в альманахе «Экспедиция» (Москва) в 2016 году. С удовольствием представляю его нашим читателям.
Я родился на Дальнем Востоке и прожил там
45 лет почти безвылазно. Раннее детство провел в Комсомольске-на-Амуре. Летом жил с бабушкой на даче, в самой настоящей тайге. В детский сад не ходил и целыми днями был предоставлен самому себе: играл, бегал по лесу, собирал грибы-ягоды, придумывал что-то. До самой школы вот таким Маугли и прожил. Возможно, именно поэтому я вырос «одиночкой». Мне всегда интереснее посидеть одному, подумать, почитать и посочинять. В компании я теряюсь, сижу с краю и больше слушаю, чем рассказываю.
В 1978 году мы переехали в Хабаровск. Там я окончил школу, некоторое время работал печатником в типографии.
В армию попал в стройбат, два года в тайге Бурятии вспоминаю по-хорошему.
В 90-е годы в Хабаровске успел поучиться на филолога в педагогическом институте, поработать сторожем, кладовщиком и даже немного журналистом.
А в самом начале нового века, в 2001 году, перебрался во Владивосток, потому чтолюбил этот город. Его стихии – ветер, море, открытые просторы – мне близки. Сейчас я провожу основное время с семьей в Харькове, это совсем другая часть земли. Но тем не менее с Дальним Востоком связи не теряю, это моя родина. Мои родители, друзья, большая часть души – на Дальнем Востоке. Я словно временно в отъезде. Каким бы я стал, если бы родился не на Дальнем Востоке?
Трудно сказать… Свой характер мы носим с собой, как черепаха носит на себе свой мир. Где бы ни родился, куда бы ни ехал, все равно ты такой, какой есть. Везде натыкаешься на те же грабли. (Cмеется.)
Первое и самое яркое впечатление – дорога.
Мои предки по материнской линии – вятские крестьяне. Прапрапрадед был «богомазом» – расписывал деревенские церквушки. И я еще совсем маленьким ездил с бабушкой из Комсомольска-на-Амуре к ее родителям в деревню в Кировской области. Представьте, какое приключение! Дальняя дорога, поезд, глухая деревня, старинная бревенчатая изба, русская печь, баня по-черному… Для городского пацана, который жил в обыкновенной хрущевке, это было все равно что попасть в сказку. Кстати, мой прадед первым в нашей семье побывал во Владивостоке: перед Первой мировой войной он служил в армии на острове Русский. Я хорошо помню прадеда и прабабушку – людей, которые родились еще в XIX веке!
Через такие встречи понимаешь, что времена гораздо ближе друг к другу, чем кажутся.
Когда я был совсем маленьким, мама пела мне перед сном казачьи и народные песни.
У нас был проигрыватель, и первый автор, пластинку которого я сам брал и ставил, был Александр Николаевич Вертинский. Мне тогда было лет 5-6. Песня «В синем и далеком океане» казалась какой-то мистической. Что интересно, с тех пор я Вертинского не переслушивал. Может, даже сознательно. Хочется сохранить то самое первое детское впечатление от его песен…
На даче мы с бабушкой жили вдвоем. А на выходные в дачный поселок съезжались соседи, и это был настоящий праздник. Я бегал, здоровался со всеми. Вечером взрослые собирались за общим столом во дворе. Я забирался на высокое крыльцо, как на сцену, и пел какие-то песни из кинофильмов. Собственно, желание петь со сцены у меня так и не прошло.
Само отношение к сцене – как к особенному, почти священному месту, даже если это уголок в музыкальном кафе.
Стихи я начал писать в школе. Тогда это была подростковая лирика, какие-то шутки, пародии. К счастью, ничего из этого не сохранилось. Как написал первое стихотворение, не помню. Кажется, я с этим всегда жил. В молодости писал стихи килограммами. Много ерунды, конечно, ушло в корзину. Когда уходил в армию, у меня оставалось две общие тетради стихов. К ним добавились армейские блокноты. Потом я все это выбросил. Товарищ из Хабаровска как-то прислал отсканированную тетрадь с моими студенческими стихами начала 90-х. Все очень искренние, открытые, но без улыбки читать невозможно.
Гитара появилась, когда впервые услышал Высоцкого. Я узнал его сначала как актера, когда в 1979 году на экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя». Потом уже услышал его песни, начал собирать пленки, переписывать тексты. Для меня Владимир Семенович не просто любимый актер и автор. Это близкий мне по духу человек. Благодаря ему я и полюбил авторскую песню. Следом за Высоцким были Визбор и Галич, а дальше – много наших замечательных авторов. Первые аккорды мне показали в армии, там я начал писать песни. На всю роту у нас была одна гитара, которую мы купили вскладчину. И время, когда она оказывалась в руках, было дорого.
После армии я стал ездить на дальневосточные бардовские фестивали, участвовал в конкурсах. В начале 90-х больше слушал русский рок – «ДДТ», «Аквариум», «Кино», Александра Башлачева. Каэспешники нас пренебрежительно называли рокерами. Это сейчас в авторской песне разнообразная музыка, а тогда было четкое разделение. Конечно, в работе с гитарой, в сценической работе я многому учусь у Александра Яковлевича Розенбаума. Я неоднократно видел его вживую, как мощно он работает на концертах. И это вызывает уважение.
Все прочитанное – из детства и юности. Я был записан в две библиотеки и каждый день проводил с книгой. Первой книгой, которую самостоятельно прочитал, была «Капитанская дочка» Пушкина. Рассказы Шукшина прочитал и полюбил в 11 лет. В советские времена существовала подписка на редкие книги за макулатуру. Мои родители подписались на «Библиотеку приключений», которая до сих пор стоит у них на полке. Я читал по ночам «Трех мушкетеров», «Остров сокровищ»…
Совсем маленьким школьникам я бы посоветовал книгу «Человек-горошина и Простак» Александра Шарова. Мудрая сказка-притча о
любви, дружбе, верности, о добре и зле. Ребятам постарше рекомендую книги Владислава Крапивина. Кстати, с Владиславом Петровичем мне посчастливилось познакомиться лично благодаря песне «Мальчик со шпагой», которую я написал под впечатлением от его книг. А во взрослой жизни моя самая любимая книга – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Сейчас большинство предпочитает книги электронные. Мне трудно читать художественную прозу с монитора, внимание рассеивается. Люблю настоящие, печатные книги. Сборники любимых поэтов можно просто перелистывать и наугад находить стихи под настроение. У меня на полке – Пушкин, Рубцов, Есенин, Чичибабин, Бродский, Борис Рыжий, Игорь Царев… Список можно продолжать.
Думаю, каждому поэту важно иметь изданную хотя бы небольшим тиражом книгу. Чтобы она стояла в домашней библиотеке, чтобы ее можно было подарить. В 1995 и 2000 годах в Хабаровске у меня вышли два маленьких сборника стихов. В первом были совсем ранние, откровенно слабые вещи, во втором – более удачные. И только в 2012 году в Харькове вышла книга стихов «Голос, живущий во мне», за которую не стыдно.
У меня больше от души, чем от головы. Это, наверное, плохо и иногда мне мешает, но нередко и выручает. Душа выбирает строчки, города, людей. Так, из всех городов выбрала Владивосток. Хотя и Хабаровск, и Иркутск, и Москва, и Питер – любимые города. Но Владивосток – особенный. Так и с людьми: встречаешь человека и чувствуешь что-то общее с ним. Есть о чем поговорить. Еще лучше, если есть о чем помолчать.
Я никогда не думал о том, в каком жанре пишу песни. Просто пишу их и все. Если в 90-е слушал больше рока, то и в песнях было много драйва и жестких ритмов. Сейчас, в силу возраста наверно, тянет на лирику. Расхожая фраза: песни как дети. Даже если песня ранняя, неумелая и через много лет смотришь на нее с мыслью «Боже мой, какой наивняк!», все равно это твое. Некоторые песни отправляются со временем в корзину. Для меня песня – живая: если надо, переписываю стихи, переделываю мелодию.
Иногда достаю старый стих, в котором одна строка оказывается удачной. Из нее может вырасти совершенно новое стихотворение.
Моя семья – это самые близкие и родные мне люди. Хочу, чтобы моя дочка выросла хорошим человеком, состоялась в жизни и в профессии, которую она выберет. Чтобы был мир, и добрые люди окружали ее. Счастье – когда ты и твои близкие здоровы, когда всего хватает и нет ссор. На концертах я обычно желаю людям здоровья, добра, любви и мира. Без любой из этих составляющих счастье не удается. И, конечно, счастье для меня как для автора – когда приходит хорошая песня или стихотворение.
Счастье – это хороший концерт. Хотя я предпочитаю слово «концерт» заменять «творческой встречей». Это же действительно встреча с друзьями и общение посредством песен. Я сам много лет был устроителем встреч-концертов у себя во Владивостоке. Знаю изнутри все сложности, с которыми сталкиваются организаторы. Одно дело – концерт известного артиста, которого не надо представлять. И совсем другой риск – организовать встречу с хорошим, но неизвестным человеком. Собрать людей, убедить их, что это будет интересно. Я всегда благодарен тем людям, которые приглашают, вкладывают средства, устраивают концерты. И конечно, всегда рад встречам с моими друзьями-слушателями. Я никогда не делаю одинаковых концертов. Всегда стараюсь привозить что-то новое – творческий багаж позволяет.
Представьте, что на огне кипит запаянный чайник. И рано или поздно он лопнет, если пар не будет выходить. Так и мне, конечно, необходима отдача – творческие встречи, концерты. После них я даже физически чувствую себя лучше. Внутри будто освобождается место, чтобы заполнить его чем-то новым. О чем мечтаю? О том самом счастье, о котором мы говорили.
Для себя определенной вешкой я считаю песню «Месяц». С момента написания, в середине 90-х, я исполняю ее на всех концертах. Сначала появилась мелодия – что для меня, кстати, несвойственно: обычно сначала появляются стихотворные строчки, им сопутствует какой-нибудь ритм, – а потом и стихи. Играю же я очень просто. У меня гитара – просто аккомпанемент. А многие стихи я вообще не пою, они только для чтения. Так вот в «Месяце» было все наоборот. Появилась мелодия. Русская, степная…
Начал думать, о чем она. И тогда уже пришли слова. В Ростове-на-Дону мне рассказывали, что пели эту песню на берегу широкой реки. Я представляю, как это здорово: звучит песня, а все, о чем поется, – вот оно, вокруг!
Наверное, никто из авторов не сможет вразумительно ответить на вопрос «Как пишутся стихи и песни?». Это не зависит от нас. Иногда по полгода ни строчки, а иногда случается «болдинская осень». Душа отзывается на дорогу, стук колес, шум ветра или моря… На чьи-то песни, стихи и книги. На события в жизни. И в ответ дает строчки. У меня достаточно посвящений моим близким, товарищам. Для меня ведь и мои любимые поэты, писатели, авторы песен – это мои товарищи. Я многому учусь у них. Я благодарен Богу за то, что он дал мне возможность писать стихи и песни. Если бы не авторская песня, я бы не встретил много замечательных людей и не увидел бы много прекрасных мест на земле. Жил бы на Дальнем Востоке, работал бы на заводе и все. Благодаря песням случаются удивительные встречи, а после таких встреч пишутся песни. И так все само себя двигает.
Интересная штука – Интернет. Море информации, в котором можно найти тысячи авторов. Однако всех не переслушаешь, и можно что-то интересное упустить. Я стараюсь слушать и читать, если кто-то что-то мне советует. Как раньше было? Делились друг с другом пленками. Теперь делимся ссылками в Сети. Иногда, к сожалению, узнаешь об авторе, когда он уже ушел. У меня так было с Сергеем Капланом. Я не знал его при жизни, а когда его не стало, познакомился с его творчеством и обнаружил, что автор совершенно изумительный. Или, к примеру, с поэтом Игорем Царевым, который ушел недавно, мы познакомились благодаря Интернету. Он даже был на нескольких моих концертах в Москве. Игорь Царев – один из лучших современных русских поэтов, очень светлый, скромный человек.
Youtube канал Андрея Земскова
https://www.youtube.com/channel/UCx8J4h1BQsgnt4KlU6mE55A/videos
Стихи Андрея Земскова можно почитать здесь