Прочитали! Повесть «Совсем не Аполлон» Катарины Киери. О любви к музыке мы ведем разговор с преподавателем Приморского Краевого Колледжа Искусств

 

Бывают книги, где встречаешь указание на то, какая музыка или даже целый саундтрек, значимы для главного героя.

Так, например, в «Дозорах» Сергея Лукьяненко не просто упоминания, а целые цитаты из песен «Пикника», «Белой гвардии», в «Приготовишке» Кертис Ситтенфолд — это песня «Lay Lady Lay» Боба Дилана, а в повести Катарины Киери «Совсем не Аполлон» — это «К одиноким» Мауро Скоччо («Till dom ensamma» Mauro Scocco).

И технологии сейчас позволяют тут же найти эту музыку в интернете и послушать, что же там за хит, при исполнении которого текут слезы у Лауры, главной героини книги Катарины Киери, хотя сама же Лаура называет эту песню «заезженной и довольно дурацкой». «К одиноким» поет ее одноклассник Стефан, а соло на саксофоне исполняет школьный учитель математики Андерс, в которого навеки и безнадежно влюблена Лаура. Впрочем, не так уж и безнадежно, но Андерс тут уже совсем не при чем. О том, какая же песня была у самой Лауры, почему она нашла ее в антикварном магазине, каким образом автором песни Лауры оказался Андерс, какую тайну хранила мама Лауры, — обо всем этом можно узнать из повести Катарины Киери «Совсем не Аполлон».

Если же вернуться к теме отсылок в книгах к чему-то из реальной жизни, то это же могут быть не только хиты поп-музыки. Это могут быть и секреты правильного кофе от бариста (отсылка к повести Юлии Кузнецовой «Фонарик Лилька»), закрытая от горожан жизнь морского порта (отсылка к книге «Мальчик, который плавал с пираньями» Дэвида Алмонда), в конце концов, подготовка школьного ансамбля к концерту из уже упомянутой книги Катарины Киери.

Кстати, вот как, например, начинается реальная репетиция ансамбля Приморского Краевого Колледжа Искусств, только готовятся там студенты не к Дню Святой Люсии, а к отчетному концерту эстрадного отделения колледжа: педагог зашел в студию, кивнул студентам, огляделся по сторонам и спросил.

— А где же Владимир наш дорогой?!

— Он с Угольной едет.

— Давайте сейчас с Борисом поиграем. Леш, подключайся. А с тобой надо вот что решить: у тебя соло. После G, после кода. А подожди, это еще тема идет, па-ра-па-па та-ра-та-там. И все, и после нее. Сереж, начинай, не-не, без малого, просто по хэту пока держи. Борь, поехали!

И зазвучали первые аккорды «Catching the sun» джаз-бэнда Spyro Gyra. Как же готовится для концерта этот «кокон из музыки и света», что происходит на репетиции, что чувствуют сами музыканты после концерта – об этом рассказал преподаватель эстрадного отделения Приморского Краевого Колледжа Искусств Александр Григин.

— Вы делаете отчетный концерт, в котором принимают участие студенты с разных курсов эстрадного отделения или все с одного курса?

— Отчетный концерт проходит в целом эстрадного отделения. И состоит он из номеров, которые мы готовим, изучаем их по учебной программе. Ансамбль, как предмет, начинается со второго курса, и два номера будет играть ансамбль второго курса, они будут вообще в первый раз на сцене.

— Кто выбирает студентам, что им исполнять? Сами или педагог?

— Второкурсникам выбираю я. Предлагаю, советуюсь. Сообща решаем. На третьем, четвертом курсе они уже сами выбирают произведения, что хотят играть.

— Когда вы выбираете, на что ориентируетесь?

— Во-первых, на их уровень, смогут ли осилить. Второе — чтобы максимально выжать пользу для них. Они же играют на инструментах, которые редко встретишь полностью в сольном исполнении, потому что они являются частью ансамбля. Барабаны, например, ты не встретишь, чтобы они сольно играли, барабанщик играет в ансамбле. Поэтому, на мой взгляд — ансамбль один из самых важных предметов.

Еще я обязательно стараюсь смотреть, когда отбираю материал, насколько он будет выигрышно звучать на сцене, насколько сложно его будет озвучить. Потому что, в любом случае, мы свой материал отдаем в руки звукооператорам. Они нам все это потом выводят на сцену, от них очень много зависит.

— Вот прошел отчетный концерт, закончен этап работы определенный, что вы чувствуете после концерт: досаду, что были все-таки косяки во время исполнения? Или больше все-таки чувствуете радость от того, что проделана огромная работа, и ее представили.

— Я думаю, что, конечно, радость. И ошибки тоже стараемся не пропускать, потому что мы на них учимся.

— У вас был опыт отчетного концерта в зале Приморской Краевой Филармонии. Здесь-то у вас своя аудитория, студенты, сами же себя и слушают, а в Филармонии были горожане. Разные ощущения от концертов?

— Конечно. Здесь все-таки родные стены. Хотя мы стараемся проводить такую работу, чтобы извне к нам публика приходила, приятнее же играть при полном зале. Филармония — это все-таки другая площадка, другая сцена, сложнее было, непривычно.

— Но это был тоже опыт.

— Да.

— В повести «Совсем не Аполлон» шведской современной писательницы описан школьный концерт к Дню Святой Люсии, на котором звучали и хиты MTV и псалмы. А у вас, в музыкальном училище, есть такая практика — исполнять религиозные произведения на отчетных концертах эстрадного отделения, например?

— Если посмотреть историю эстрадной музыки, то есть такие жанры «спиричуэлс» и «госпел» — религиозные песнопения, которые, скажем, относятся, к первоисточникам эстрадной музыки. Эстрада – это же американская музыка. Отголоски этого у нас и сейчас исполняются, я помню, наш оркестр, биг-бэнд, исполнял «Когда святые маршируют», джазовый стандарт.

За помощь в организации интервью благодарим педагога ПККИ Алексея Велланского, за помощь к подготовке материала — Екатерину Цаплину.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять