Мы читаем: книги Василя Быкова о подвиге нашего народа

Проект библиотечной системы Владивостока «Мы читаем» продолжает рассказывать о книгах.

Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой белорусской деревне Витебской области. Восемнадцатилетним призван в армию летом, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку.

На мой взгляд, самый глубокий и тонкий представитель «лейтенантской прозы», в которой Великая Отечественная война, увидена глазами молоденьких тогда лейтенантов, непосредственно участвовавших в жестоких сражениях, взваливших на свои плечи ответственность и за вверенных им солдат, и за исход боя, видевших самое кровавое лицо войны.

Большинство из них через некоторое время после Победы стали писать о послевоенной жизни фронтовиков, или вообще на другие темы, о мирной жизни нашей страны.

Василь Быков «с войны не вернулся». Символично, что в страшном бою во время Кировоградской операции он был ранен в ногу и живот, а его солдатский медальон был этим же взрывом сорван с него и отброшен на другого, убитого, солдата. Матери писателя пришла похоронка: лишь через несколько месяцев она получила письмо от сына, и узнала, что он был только ранен. На обелиске, установленном в честь погибших в этом бою, было выбито и имя Василя Быкова. Когда писатель стал широко известен, ошибку хотели исправить, но он попросил оставить все как есть.

Со страниц всех его повестей глядит на нас страшные глаза войны: черные как небытие и красные, как огонь и кровь. Причем писатель не «живописует» взрывы, раны, стоны и агонии. Ужас войны – это то, что человек постоянно находится в ситуации жесткого выбора между жизнью и моральным падением. Или ты выживаешь, приспосабливаясь, предавая, или гибнешь.

Как гибнет герой повести «Альпийская баллада», солдат, бежавший из фашистского плена, спасая девушку-итальянку, такую же узницу концлагеря, которая увидела в нем надежность и силу и бежала вместе с ним. Спасая ее, он навсегда оставляет по себе в Италии память как о благородном и храбром Иване (ведь спасенная им девушка знает только его имя), и сына Джованни, прекрасно говорящем по-русски талантливом журналисте, он никогда не забудет своего отца, о котором знает по рассказам матери. Как не забывают воевавшие в отрядах сопротивления Франции, Дании, Швеции, Италии русских солдат, бежавших из плена и сражавшихся вместе с ними. И которых часто звали просто Иванами.

В повести «Обелиск» фашисты, схватившие подростков, устроивших обрушение моста через местную речку, обещали их освободить, если добровольно сдастся их учитель Мороз, которого немцы считали идеологом этой акции. И учитель идет на это, хотя понимает, что обещания своего каратели не сдержат, повесят всех. Идет, потому что ярлык добровольно сдавшегося в плен и даже смерть для него лучше предательства своих учеников, ведь он учил их классической русской литературе, а значит, воспитал в этих еще почти детях то чувство, которое и не дало им жить, не оказывая сопротивления врагу.

В повести «Знак беды», простая белорусская крестьянка Степанида, сжигает себя в собственном доме, когда за ней приходят полицаи, чтобы под пытками не выдать, какое место она заминировала бомбой. И последняя мысль ее перед смертью – радость от того, что теперь и немцы, и полицаи будут все время ходить по ее родной земле с огромной опаской взорваться. Не взорвутся, потому что она не успела ничего заминировать, а только спрятала купленную за последнего поросенка бомбу в надежном месте, но будут бояться.

И, конечно же, повесть «Сотников», где образ партизана Сотникова поднимается до символа, приобретает черты Христа, как стойко претерпевшего муки пыток и казненного фашистами спасителя людей от этой коричневой чумы. Сотников в повести своим поведением неоднократно дает уроки высокой нравственности. Вот его с Рыбаком арестовывают полицаи в доме крестьянки Демчихи, и Сотникова полицай буквально сталкивает с чердака. Демчиха кричит: «Что вы делаете, злодеи, он же ранен, или вы ослепли! Людоеды вы»! И тут же получает от одного из карателей жестокий удар металлическим шомполом винтовки по спине. «Сволочь! – теряя самообладание, сипато выкрикнул Сотников. – За что? Женщину-то за что?» Поразительно это совпадение нравственных, основанных на народной морали, норм крестьянки и учителя и партизана Сотникова, чья нравственность воспитывалась родителями-интеллигентами и классической литературой.

А предатель Рыбак явно ассоциируется с образом Иуды. И Сотников правильно понимает, что моральное падение Рыбака связано с тем, что он просто очень хотел выжить. Выжить любой ценой. Рыбак даже хочет повеситься, как Иуда. Но Иуда вешается на берегу красивой реки, на осине, а предатель Рыбак хочет повеситься в дощатом солдатском «нужнике». Но и на это ему не хватает мужества.

Василь Васильевич Быков умер 22 июня 2003 года. Ушел к своим товарищам-однополчанам. Нам остались его книги, которые нужно читать, потому что это горькие, честные свидетельства о Великой Отечественной войне человека, видевшего все это своими глазами. Больше таких книг не будет. Ведь правду о подвиге нашего народа могут рассказать только произведения писателей-фронтовиков. Таких, как Василь Васильевич Быков.

Галина Шкурко, главный библиотекарь библиотеки № 13

Присылайте свои отзывы на книги с темой письма "отзыв на книгу" на эл.почту: vladlib@vladlib.ru

Читайте отзывы в блоге https://vladlib.ru/wearereading/ на сайте.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять