Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

«Золотая медаль Х. К. Андерсена»: Игорь Олейников

Онлайн-проект: «Золотая медаль Х. К. Андерсена» продолжает знакомство с творчеством поэтов, писателей и иллюстраторов, отмеченных премией Х.К. Андерсена.

Премия присуждается Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО с 1956 года (для иллюстраторов — с 1966 года) раз в два года с вручением Золотой медали. Лауреатами премии становятся автор и иллюстратор, чьи работы вносят существенный вклад в детскую литературу. Оцениваются литературные качества текста и эстетические — иллюстраций, а также способность видеть мир с точки зрения ребенка. Награда вручается лично писателям и художникам. Это самая престижная международная награда, которую часто называют «Малой Нобелевской премией».

«Я рисую так, чтобы мне самому нравилось»

В 2018 году в рамках 36-го Всемирного конгресса Международного совета по детской книге в городе Афины Игорь Олейников – советский и российский художник-иллюстратор, художник-постановщик анимационного кино был награжден Золотой медалью им. Х. К. Андерсена за выдающиеся заслуги и вклад в мировую литературу для детей и юношества.  Среди писателей обладательницей премии стала японская писательница Эйко Кадоно.

Олейников с 1979 по 1990 год работал на киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в создании таких фильмов как «Тайна третьей планеты», «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко». С 1986 года Олейников работает как художник-иллюстратор в детской периодике (журналы «Миша», «Трамвай», «Куча мала», «Шаровая молния»).

В 1990 году по заказу издательства «Просвещение» художник проиллюстрировал свою первую книгу «А я был в компьютерном городе». Оленников вспоминает: «Это был конец 80-х. Компьютер только-только появился в Советском Союзе, и слово-то такое далеко не все знали. Я слово знал, но не знал, как он выглядит. И я такого понарисовал! Нечто вроде пульта управления подводной лодки. Чуть ли не с рычагами вообще. Ужас! И вот это была моя первая книга»

У работ Игоря Олейникова есть одно замечательное свойство – как только их видишь, сразу начинаешь улыбаться. И неважно, что это – картина, иллюстрация к детской книжке или мультфильм, — все равно у зрителей возникают теплые чувства: рисунки художника очень добрые, немного смешные, сказочные и, кажется, чуть-чуть волшебные.

Волшебство стиля создается и техникой рисования. Игорь Олейников использует гуашь и сухую кисть, создавая фактурность, шероховатость, которая может сыграть по-разному, в зависимости от замысла художника.

«…Труднее всего было с «Рабочей азбукой». Сначала нужно было составить список предметов, а потом их как-то между собой заплести, чтобы на каждой странице получился свой маленький рассказ. Каждый разворот «раскрывает» букву в каждой своей детали: под дождем из роз рыбаки тянут невод, в который чудом попал рояль, над ними раскинулась радуга с дремлющей на ней рысью…»

В двухтысячные Игорь Олейников много работал для зарубежных издательств. Создал пронизанные духом Востока иллюстрации к «Соловью» Андерсена для тайваньского издательства и выстроил огромный мир вокруг маленькой мышки, которая отправилась учиться в Гарвард (книжка-картинка вышла в США). А книг с его иллюстрациями, выпущенных российскими издательствами, еще больше, и он не устает радовать своих почитателей новыми работами.

За 30 лет он проиллюстрировал более 80 книг, «Баллада о маленьком буксире» (Иосиф Бродский, «Все бегут, летят и скачут» (Даниил Хармс), «Разные рыбки» и «Разные кошечки» (Борис Заходер), «Сказка о царе Салтане», «Путешествие на Тандарику» (Жилинскайте), «Как слониха упала с неба» ( Кейт ДиКамилло) и многие другие.

Замечательные слова Игоря Олейникова насчет будущего книги: «Есть, конечно, пессимисты, которые считают, что книга в скором времени исчезнет. Нет, умереть она, конечно, не умрет. Как фотография не убила живопись. Просто книга постепенно приобретает и со временем приобретет совершенно другой статус. Статус произведения искусства, некой изысканности. Бумажная книга…»

Татьяна Рюмина, заведующая библиотекой № 4

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!