Коллекция диафильмов по китайским народным сказкам из Национальной электронной детской библиотеки

Китайские сказки являются своеобразной квинтэссенцией всей многовековой мудрости этого народа и поэтому будут интересны и полезны как для взрослых, так и для детей.

Как и в любых народных произведениях, в сказках выражаются мечты о счастье простого человека, справедливости в обществе, о достатке и богатстве. В сюжете китайских народных сказок есть особый колорит, присущий только народным произведениям Китая. В них отражается социальное устройство страны – императоры, мандарины, помещики, народный быт, ремесла и искусство.

Достаточно практичные в обыденной жизни, китайцы привнесли волшебство в свои народные сказочные истории. Многие сказки кажутся романтичными или невероятными. В них можно встретить животных, которые принимают облик человека, служат спасшему их герою, либо становятся мифическим воплощением зла. Особое место, как во всей китайской мифологии, так и в сказках, занимает дракон. Дракон может быть добрым и злым, сильным и слабым. Добрые драконы всегда защищают положительных героев и повинуются им, а вот злые – наоборот, делают все, чтобы уничтожить персонажа или поработить его.

 

Диафильм «Золотая рыба» / художник Б. Чупов

В диафильме по сказке «Золотая рыба» все является не таким, как кажется на первый взгляд. Золотая рыба, подарившая крестьянину и его жене прекрасную дочь из своего золотого плавника, на самом деле является царицей реки Янцзы, а богатый вельможа, ослепивший глаза крестьянской семьи блеском золота, оказался злым драконом – повелителем Желтого моря. Эта удивительная история рассказана в иллюстрациях, стилизованных под китайскую живопись.

 

Диафильм «Почему птица Улинцзы осталась без перьев» / художник П. Репкин

Другой мифологический персонаж китайского фольклора – царь птиц Феникс – предстает в сказке «Почему птица Улинцзы осталась без перьев», в которой обличается гордыня и хвастовство.

 

Диафильм «Ткачиха» / художник И. Шкубер

Главным героям китайских сказок помогают в достижении своих целей волшебные силы. Как правило, волшебство, которое помогает добрым героям и оберегает их от злых волшебников, предстает в образе четырех стихий и их властителей – это огонь, вода, земля и ветер. Китайцы верят в то, что данными силами можно повелевать, но только в том случае, если герой преследует светлые цели и в душе его царят только добрые помыслы. В сказке «Ткачиха» прославляется искренняя жертвенная любовь сына к матери, за что он оказывается щедро вознагражден.

 

Диафильм «Грушевое семечко» / художник Л. Сычев

Действующие лица сказок не всегда являются примечательными, часто обозначается только их имя и принадлежность к той или иной социальной группе (например «батрак», «помещик»). В сказке «Грушевое семечко» говорится о том, как мудрость бедного крестьянина вывела его из тюрьмы. В китайских сказках многие конфликты решаются мирным путем, умные и сообразительные герои не просто находят выход из ситуации, но и всегда прощают обидчиков.

 

Диафильм «Волшебный сосуд» / художник А. Орлов

Отличительной чертой китайских сказок, в отличие от сказаний других народов Востока, является то, что здесь, как и в литературе славянских народов, всегда побеждает добро и торжествует справедливость. В сказке «Волшебный сосуд» бедный крестьянин обнаружил волшебную вазу, которая удваивала все, что в нее попадало. В итоге был наказан жадный мандарин, когда его старик-отец упал в эту большую вазу.

 

Диафильм «Волшебная тыква» / художник Т. Сорокина

Хорошо знакомы читателю сказки о победе обездоленного героя над своим противником, обычно злым и жадным старшим братом и его женой, над отчимом или мачехой. В сказке «Волшебная тыква» ярко выражена характерная для фольклора многих народов идеализация младшего члена семьи как хранителя семейного очага и родовых традиций. Младший брат оказывается удачливее старшего потому, что ему достается хотя и малая, но чрезвычайно важная часть родительского наследства – честность и трудолюбие. Волшебная тыква исполняла желания того, кто действительно в чем-то нуждался, и навредила тем, кто хотел жить не работая.

 

Диафильм «Гора солнца» / Художник Л. Сычев

На контрасте поведения бедного и богатого построена также и сказка «Гора солнца».

 

Диафильм «Волшебная кисть» / художник Л. Сычев

Одной из самых известных китайских сказок является сказка «Волшебная кисть» про бедняка Ма Ляна, который очень хотел стать художником. Седобородый старец подарил ему волшебную кисточку. Все, что было ей нарисовано – оживало.

 

Диафильм «Братья Лю» / художник А. Орлов

Волшебные сказки китайцев, как и некоторых других дальневосточных народов, отличаются особой «приземленностью» сказочной фантастики. Действие в них никогда не происходит «в некотором царстве, тридесятом государстве» – все необычное наоборот случается с героем рядом, в родных и знакомых местах. Самое невероятное часто выписывается с такими бытовыми, а подчас и натуралистическими подробностями, что перестает казаться невероятным.

Сказка «Братья Лю» о пяти волшебных братьях, каждый из которых обладал какой-то невероятной способностью, передает ценности единения, совместности, благодаря этому братьям удается преодолеть невероятные препятствия, с которыми было бы невозможно справиться поодиночке.

 

Диафильм представляет собой последовательность из 30—50 диапозитивов размером 18×24 мм, отпечатанных на общем рулоне позитивной 35-мм киноплёнки. Кадры диафильма выстроены в определённом порядке и сопровождаются титрами, превращающими фильм в иллюстрированный рассказ. В диафильмах чаще всего использовались репродукции рисунков, специально созданных художником для этой цели. Для перемотки кадров диафильма просто нажимайте мышью в нижней (вперед) или верхней (назад) части текущего кадра диафильма.

 

Источник информации: РГДБ

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика