Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

«В отпуск без путёвки»: виртуальная экскурсия в Дрезден

Онлайн-проект библиотечной системы Владивостока «В отпуск без путёвки» представляет виртуальную экскурсию от Борисенко Светланы Федоровны, главного библиотекаря библиотеки № 17

Когда я слышу или вспоминаю о Дрездене, перед мысленным взором тотчас предстаёт «Сикстинская мадонна» Рафаэля и «Шоколадница» Э. Лиотара, так поразившие меня, затем Цвингер с его купальней нимф, и картины не известных мне до этого – итальянской художницы Розальбы Каррера (1684 – 1721) и немецкого портретиста швейцарского происхождения Антона Графа (1736 – 1813).

На подъезде к городу сопровождающая группу рассказала туристам, что слово «дрезден» в переводе на русский язык означает «жители лесов». Территория современного Дрездена была населена ещё в эпоху неолита примерно с 7500 года до нашей эры. В этом (2021) году Дрездену исполняется 815 лет.

В Дрездене, в его старинной части мы совершили пешую обзорную экскурсию. Удивительно красивые здания уникальной архитектуры. Все улицы вымощены булыжниками, или асфальтированы, поэтому не бывает грязи. Город чистый, хорошо озеленён. Не зря Дрезден (более 530 тыс. жителей) считается одним из красивейших городов Германии.

Уникальная сокровищница, один из лучших музеев мира – Дрезденская картинная галерея, является одним из известнейших и крупнейших в мире собраний живописи. Подлинный размах пополнения коллекции Дрезденской галереи приобрело в 18 веке – через ученых, дипломатов, художников и торговцев скупались отдельные полотна и целые собрания. Датой основания Дрезденской картинной галереи, считается 1722 год, когда в связи со строительством ансамбля Цвингера, картины стали экспонироваться отдельно от других коллекций. Увенчанные позолоченной короной ворота этого комплекса считаются одним из главных символов Дрездена. 

В 1831 году коллекция стала общедоступной, возникла необходимость в создании специализированного здания публичного музея. В момент открытия Дрезденской галереи в 1855 году в ней насчитывалось 2200 полотен. Дрезденская галерея – одно из крупнейших в мире собраний живописи, которое ставят в один ряд с Лувром, музеем им. Пушкина и музеями Ватикана.

Перед окончанием Второй мировой войны город подвергся широкомасштабным бомбардировкам. 13-14 февраля 1945 года английская и американская авиация практически полностью уничтожила центр Дрездена, но к счастью, основная часть картин была вывезена.  Сразу же после войны все экспонаты перевезли в Советский Союз для реставрационных работ. В 1956 году шедевры были возвращены в Дрезден.

В числе шедевров Дрезденской галереи «Спящая Венера» Джорджоне – лучшее произведение великого венецианского художника. Работая над картиной, Джорджоне умер от чумы, заканчивал ее его друг и ученик Тициан, который славился как лучший портретист Италии.

 Свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры — богини любви и красоты. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами.

Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу, и сама она как будто порождение той самой природы, которая окружает ее прекрасное тело, поражает зрителя необычной красотой плавных линий. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования, и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где совершенность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон абсолютной гармонии.

«Шоколадница» — картина швейцарского художника Жана Этьена Лиотара, самая знаменитая работа автора. Написанная в середине XVIII века, она и по сей день притягивает взоры посетителей Дрезденской галереи. С этой картиной связано немало мифов и легенд. До сих пор никто не может сказать точно, кто изображен на этой картине. По одной из версий «Шоколадница», это камеристка Марии Терезии. Жан Этьен Лиотар, случайно её увидевший на приеме у королевы, был очарован её молодостью и обаянием. По другой версии на картине изображена Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина, в которую влюбился князь Иосиф фон Лихтенштейн. Анна была не из рода богатых и служила простой горничной при дворце. Но любовь творит чудеса и в один прекрасный день, служанка «превратилась» в герцогиню и стала-таки женой князя. В память о том, кем в прошлом была любимая князя, Жан Этьен Лиотар и написал эту картину, которая стала свадебным подарком молодым.

«Динарий кесаря» — самая знаменитая картина Тициана в дрезденском собрании, иллюстрирующая нравственный поединок между Христом и фарисеем. По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком, избравшим слова Христа: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево». Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом сопоставлении нет открытого драматизма: фарисей появляется справа из-за рамы картины, протягивает противнику золотую монету; обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него и внимательно, и рассеяно. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне аккордом розово-красных. Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе поблескивает серьга. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Мощно написанная фигура едва появляется на картине.

Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос, и мощной руки фарисея, крепко сжавшей кусочек золота.

 «Сикстинская Мадонна» Рафаэля – самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных.

…Отдернут занавес и перед нами небеса. По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии, охваченный ужасом младенец Христос. Перед ними будущее. Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества. Ее воспроизведения и копии разошлись по всему миру. Ей поклонялись поэты и художники, иногда, они сходили с ума, терзаемые невозможностью повторить совершенство…

О встрече с ней мечтает каждый, кому небезразлично искусство.

В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Внизу, на переднем плане, подперев пухлыми ручонками головы, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, как у бабочек, и смотрят вверх отрешенным, мечтательно-задумчивым взором. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

Граф Антон – швейцарский живописец. Выполнил свыше 1500 живописных портретов и 322 портретные миниатюры, запечатлев ряд выдающихся писателей, философов, учёных своего времени. Его работы отличаются простотой и отсутствием идеализации. В изображаемых людях Граф подчёркивал скромность и достоинство, естественность и непринуждённость манер. По заказу царицы Екатерины II художник в 1796 году копирует ряд картин из Дрезденской галереи для Эрмитажа. Графа можно отнести к известнейшим незнакомцам в истории немецкого искусства. Знатоки ценят его за психологическую утончённость и техническую виртуозность, однако по-настоящему популярным он не был.

Розальба Каррьера — итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции. Дочь кружевницы. По предположению ряда исследователей, училась у своей матери и начинала как декоратор табакерок из слоновой кости (предназначавшихся для продажи туристам); отсюда — её интерес к портретной миниатюре.

Работы Каррьеры были необычайно популярны в Европе при монарших дворах и у знати. Секрет этого успеха понятен, — все её портреты исполнены нежнейшего очарования, её персонажи — улыбчивы, красивы. Их внутренний мир полон тонкого очарования, женственности, легкости.

К 1750-м годам художница потеряла зрение: две операции по удалению катаракты не помогли, и художница до конца дней осталась слепой. В XIX и начале XX века на волне феминистского движения были созданы несколько её биографий, немецкая писательница Микаэла Яри написала о ней исторический роман.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!