Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

Укротитель амбы, или как снимали «Дерсу Узала»

Этой осенью Общество изучения Амурского края провело автопробег, посвященный 100-летию экспедиции В.К.Арсеньева 1906 года. На маршруте от Владивостока до Тернея было много встреч, как запланированных, так и неожиданных: в школах, клубах, домах культуры, музеях. В городе Арсеньеве нам довелось познакомиться с одним из участников съемок знаменитого фильма Акира Куросавы «Дерсу Узала». Леонид Андреевич Данилевич в то время (1974 год) был егерем Даубихинского охотничье-промыслового хозяйства, а на время съемок фильма неожиданно для себя стал дрессировщиком диких животных. Именно так называлась его должность в съемочной группе Куросавы.

 

Водка для косули

Сейчас Леонид Андреевич рассказывает:

Пригласил меня сниматься в этом фильме сам Куросава. Когда выяснилось, что для съемок нужен дрессировщик, местные жители тут же меня и назвали: мол, есть у нас человек, который общается со зверями. А у меня звери постоянно жили дома: кто-то подранка приносил, кто-то найденного малыша, я их выхаживал и выпускал. И вот я смотрю – подъезжают «Волги», выходят какие-то иностранцы… Вообще-то я таксидермист, изготовлением чучел занимаюсь, и тогда этим был известен – в Ярославле в музее научился. И ко мне приходили иногда целыми школами, делегациями. Ну и тут я думал – наверное, чучела смотреть приехали. Заходят, говорят здрасьте-здрасьте, я директор фильма Агажданов, это вот Куросава, представили всех…

И говорят: «Мы вас приглашаем дрессировщиком фильма». Я сразу ответил, что я не умею, не знаю это дело, отказываться стал… Потом Куросава посмотрел все мои чучела, а еще лежала у меня книжка «Японские трехстишья». Он меня спросил: «Это вам нравится?». Я ответил: «Нравится», тогда он попросил, чтобы я прочитал несколько стихов. Куросава говорил через переводчика, он по-русски только «сипасибо» знал. А вот Нагами-сан прекрасно говорила по-русски, она обычно общалась с нами. Послушал он мое чтение и сразу сказал: «Тебя берем». Я говорю: «Ну я не знаю, я же егерем работаю». А они мне отвечают: «Мы договоримся в управлении, завтра приходи в гостиницу». Так я стал работать у Куросавы.

Я кормил зверей, ухаживал за ними, они в клетках в лесхозе жили. Занимался этим постоянно с мая 1974 года по январь, они 20 января уехали. Дрессировал тигра Артема, изюбриху Катьку, еще снималась медведица Рита, но в фильме было это вырезано. Олень был, косули, кабаны. Был перерыв, когда меня подменяли, потому что вызвали на семинар, и тогда погибла косуля. В фильме был эпизод, когда казак приносит косулю к костру. Меня не было, это никак не получалось, так они косулю убили для съемок – это был единственный зверь, который погиб. Я сказал, когда приехал: «Да что ж вы так? Ну дали бы ей полстакана водки – и все, она бы спокойной стала, носи куда хочешь ее». Тогда Карлен Семеныч (Агаджанов – И.Е.) сказал: «Все, больше никаких отлучек не будет».

О съемках тигра. Куросава хотел только дикого зверя, он говорил: «У дрессированного – добрые глаза». Поэтому привезли тигра Артема с Дальнереченской зообазы. Вольер закрыли осенней листвой, перед ним был ров с водой, а камера установлена так, что рва не видно. К его краю должны были подойти Арсеньев-Соломин и Дерсу-Мунзук, а на экране бы казалось, что они стоят прямо перед тигром. На первом дубле я пугнул Артема из воздушки, он зарычал, а Мунзук крикнул: «Моя твою не трогай!». А вот второй дубль не получался, тигра долго пугали, а потом он вдруг прыгнул в воду и поплыл. Весь народ врассыпную! Водитель автобуса потом рассказывал: «Сижу, читаю газету, вдруг народ начал в двери запрыгивать, и каждый кричит: «Скорее закрывай!». В салон больше сотни набилось». Рогатиной кое-как отпихнули Артема обратно в воду, съемки свернули. Тигр вымок – виду кинематографического никакого.

Но сцену встречи с амбой все же пришлось доснимать на «Мосфильме» с участием дрессированного тигра. Была и еще одна подмена «диких» артистов домашними. Для сцены кабаньей охоты выписали из Михайловки обычных хряков, выкрасили их черной краской. Я стоял в вольере и по команде «Мотор!» охаживал стадо хворостиной. Они пускались в бега, а оператор снимал все это. Дублей десять сделали, хряки после пробежек еле дышат, краска с них вместе с потом скатывается. Куросава настаивает еще на одном дубле. Я ему говорю: «Все. Не выдержат больше, сдохнут. Убыток большой придется платить»… У меня осталось на память много фотографий рабочих моментов фильма. Был у меня уникальный снимок самого Куросавы без темных очков – он всегда на всех фото в очках. Но я отдал этот снимок его сыну Хитао Куросава в 2000 году, когда он приезжал в Арсеньев на 25-летие фильма «Дерсу Узала».

 

Загадочный Куросава

Немного – в дополнение к рассказу Леонида Андреевича Данилевича. Первые кадры будущего фильма были отсняты 28 мая 1974 года, последние – 14 января 1975 года. 8 месяцев напряженного труда, с выездами далеко в тайгу, порой на военных тягачах, с гнусом летом и морозами зимой, когда приходилось греться у костров – точно так же, как самому Арсеньеву в его экспедициях… Фильм снимали в основном в Анучинском и Яковлевском районах; метель на озере Ханка воссоздали на озере Маточном близ Пухово; хабаровскую станцию Корфовскую «нашли» у поселка Минеральный, где в 1974 году строилась железная дорога. Золотую приморскую осень запечатлеть на пленку не удалось – она была на редкость краткой, и осеннюю тайгу позже создали искусственно, нацепив тысячи листков на голые ветки. Кстати, получилось очень натурально.

Подготовка к съемкам была по-японски тщательной, даже скрупулезной. Каждое утро артисты, уже переодетые и загримированные, выходили из гостиницы «Таежной» в центре города Арсеньева, и сам Куросава внимательно осматривал их внешний вид. Мелочей для него не существовало: так, в рюкзак Арсеньева-Соломина были уложены именно те вещи, которые брал в походы сам путешественник. Котомку для Дерсу игравший его Мунзук сшил сам – по заданию Куросавы. Съемки на натуре велись крайне осторожно: старались не приминать траву, не нарушать расположения сучьев и коряг при установке аппаратуры, осторожно тянули кабели. Куросава самолично поправлял в кустах и траве что-то невидимое; по свидетельству Данилевича, он мог буквально часами перекладывать сухие листики, пинцетом расправлять мох у пня, невзирая на явное нетерпение остальной съемочной группы.

Эпизод переправы через реку Такему, когда Дерсу чуть не погиб, снимали в Ольгинском районе, на реке Аввакумовке. По сценарию сильное течение несет плот на пороги, но в последний момент Дерсу спасается, перепрыгнув на дерево, торчащее из воды. Плот закрепили на тросах; к берегу довольно спокойной Аввакумовки подогнали автоцистерны с водой и с их помощью создали бурное течение. Максим Мунзук, игравший роль Дерсу Узала, плавать не умел, но на замену его дублером не согласился. Все прошло удачно: Мунзук-Дерсу вовремя прыгнул, вцепился в сук, повис на нем, прозвучала команда: «Снято!». Про висящего над водой Мунзука на время забыли, но тут он выдал такой забористый мат, какого гольд Дерсу наверняка не знал…

Акира Куросава, как и все творческие натуры, был сложным человеком. С первым оператором фильма Федором Добронравовым у него не сложились отношения, и доснимал фильм Юрий Гантман. Характерно признание директора фильма К.Агаджанова: «Не привык я так работать. Все готово к съемке, а он ее отменяет. Не так блики пали. А у меня план!». Куросава был неразговорчив, неулыбчив, никогда не снимал темных очков, так что выражение его лица было трудно понять. Только характерный жест мэтра, запомнившийся многим, – резкая отмашка ладонью, вывернутой наружу – говорил о том, что он доволен отснятым материалом… В итоге 8-месячной работы в Приморье фильм «Дерсу Узала» стал шедевром, получив несколько международных призов, и среди них – американского «Оскара».

Иван Егорчев
Укротитель амбы, или как снимали «Дерсу Узала» / И. Егорчев // Дальневост. ведомости. — 2006. — N 49. — С. 11.

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика Click to listen highlighted text!