Проект «В краю синих сопок».

Малоизвестные книги о Приморском крае

 

Введение

На уроках региональной литературы молодые специалисты сталкиваются с вопросами: «чему учить?» и «как учить?». Педагог должен уметь самостоятельно отбирать краеведческий материал, использовать различные документальные и художественные источники, а также сопоставлять данные факты для успешного обучения детей.

Предлагаемый проект направлен на углубленное изучение литературы. Позволит учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство литературы родного края в её лучших образцах. Книги о Дальнем Востоке и, в частности, о Приморском крае помогут ближе узнать этот регион.

 

Актуальность

Отмечается всё более пробуждающийся интерес к литературе Дальнего Востока и о Дальнем Востоке. Это заставляет вспомнить хорошо забытое старое и обратиться к корням. В проект включены несколько произведений о Дальнем Востоке, авторы которых писали о том, что наблюдали. Поскольку они наблюдали за вещами важными, интересными, богатыми на события и наблюдения, то и книги получились такими же интересными, как сама жизнь. Но в наши дни об этих книгах мало кто знает, творчество этих писателей оказалось незаслуженно забытым. Однако темы произведений и многие проблемы, которые рассматривают авторы, являются актуальными для нашего времени. Проект направлен на то, чтобы восполнить этот пробел.

 

Цели проекта

Главная цель – заинтересовать современных читателей художественной литературой Дальнего Востока прошлых времен и, возможно, вернуть на книжные полки прозу региональных писателей.

Программа проекта «В краю синих сопок» направлена на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родного края;
  • развитие представлений о специфике литературы Приморья; культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  • освоение текстов художественных произведений писателей Приморья; формирование общего представления об историко-литературном процессе Приморского края ХХ века.
  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

 

Формирование в ученике «чувства малой родины», которому способствует программа данного проекта, -- одна из важнейших сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий была целевая установка не только на воспитание «местного патриотизма», а на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы литература и история родного края рассматривалась в связи с развитием литературы и истории всей нашей страны.

 

Задачи проекта

Данный проект является одним из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, направлен на укрепление связи литературы с жизнью.

Задачи данного курса связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы родного края:

  • формирование представлений о литературе родного края как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;
  • осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Приморья;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений приморских поэтов и писателей;
  • формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к литературному наследию;
  • развитие потребности к самостоятельному изучению литературы родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся:

1.Освоят необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений.

2.Научатся анализировать произведения приморских авторов с точки зрения развития литературного процесса.

3.Сформируют своё представление о литературе родного края как об особой форме освоения культурных традиций Приморья, уметь грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к прочитанному.

4.Смогут давать объективную оценку литературно-художественным произведениям приморских поэтов и писателей.

 

Участники проекта

Мероприятия по реализации данного проекта предусматривают совместную работу библиотеки, учащихся старших классов СОШ №43.

 

Тип проекта

Историко-литературный.

Срок реализации проекта 2024-2025 годы.

Координатор проекта: Любарец Елена Юрьевна, главный библиотекарь библиотеки № 16 МБУК «ВЦБС».

 

Содержание проекта

Мероприятие Месяц
1 Константин Михайлович Станюкович.

«Жизнь глазами матроса»

Зиму 1861-62 года в только что основанном порту, на берегах Золотого Рога, провел гардемарин Константин Михайлович Станюкович, будущий классик русской морской литературы. Три года Станюкович плавал на кораблях русской Тихоокеанской военной эскадры. Его путевые очерки публиковались тогда же в «Морском сборнике», а несколько позже дальневосточные впечатления отразились в повести «Вокруг света на «Коршуне» (1895), в рассказах «Тигр идет» и др. Январь
2 Иван Александрович Гончаров.

«Под парусами фрегата «Паллада»

Открытие в литературе «берегов» Приморья, их первое упоминание в художественных очерках, произошло в книге И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада» (1855-57). Февраль
3 Антон Павлович Чехов.

«Главное путешествие А.П. Чехова»

Штрихи приморских впечатлений вошли в его очерк «Остров Сахалин» (1895), в ряд рассказов. Март
4 Род Матвеевых: Николай Петрович Матвеев (Николай Амурский). Венедикт Март – сын. Иван Елагин – внук. Новелла Матвеева – внучка.

«Роль семьи Матвеевых в развитии культуры на Дальнем Востоке»

Н.П. Матвеев печатал на страницах газет «Владивосток», «Дальняя окраина» свои стихи, репортажи, рассказы, краеведческие исследования. Матвеева по праву считают первым приморским историком и краеведом. В роду Матвеевых стали известны поэт Венедикт Март, его сын поэт Иван Елагин, журналист Николай Матвеев-Бодрый, его дочь поэтесса Новелла Матвеева. Апрель
5 Александр Александрович Фадеев.

«Дальний Восток у меня в крови»

Дальневосточные события периода гражданской войны вошли уже в первые его произведения - рассказ «Против течения», повесть «Разлив». Но подлинную известность ему принес роман «Разгром», посвященный истории одного приморского партизанского отряда. Май
6 Трофим Михайлович Борисов.

«Певец дальневосточных рек и морей»

Певец дальневосточных рек и морей. «Тайна маленькой речки». Открытием нивхской темы в русской литературе стала его поэтическая повесть «Сын орла». Июнь
7 Борис Андреевич Жиденков.

«По тигровому следу»

«По тигровому следу». Книга содержит шесть рассказов об обитателях тайги, об охотниках-звероловах, корневщиках, представителях профессий, окутанных романтической дымкой. Июль
8 Ефрем Гаврилович Лешок.

«Тайны пещер Сихотэ-Алиня»

В книге «Тайны пещер Сихотэ-Алиня: записки краеведа» Ефрем Лешок рассказывает о поисках пещер на территории Приморского края, объясняет причины их возникновения, подробно описывает их. Книга основана на личных дневниках краеведа, в ней рассказывается о проведенных раскопках и о богатом археологическом материале, найденном в пещерах. Август
9 Иван Иванович Божок.

«У синих сопок»

Книги «У синих сопок» и «Падь кедровая» посвящены теме заселения и развития Приморья, занимающей особое место в региональной художественной литературе. Они рассказывают о трудных условиях жизни первых переселенцев, об освоении дикой природы и о дружбе с местными народами; о возникновении населенных пунктов, развитии промыслов, сельского хозяйства и торговли. Сентябрь
10 Юлия Алексеевна Шестакова.

«Новый перевал»

«Новый перевал» — повесть о комплексной экспедиции, организованной в 1946 году Приамурским филиалом Географического общества в неизученный тогда район верховьев реки Хор. Участниками экспедиции были метеорологи, гидрографы, ботаники, энтомологи, зоологи и другие специалисты. Октябрь
11 Джанси Кимонко.

«Где детство его смеялось и плакало»

«Там, где бежит Сукпай». Написана книга в форме семейной хроники, и повествует она о жизни удэгейцев до и после революции. Ноябрь
12 Валерий Юрьевич Янковский.

«По прозвищу «четырехглазый»

«Нэнуни – четырехглазый». В своей книге Валерий Янковский рассказывает о полной приключений и опасностей жизни своего деда — известного ученого и охотника Михаила Ивановича Янковского. Причем делает это в любимом многими исторически-приключенческом жанре. Декабрь

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять