28 февраля в преддверии девяностолетнего юбилея И.У. Басаргина учащиеся 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 64» попробовали себя в роли писателя, придумав свое окончание к рассказу «Кот-работяга». Но прежде вспомнили, что такое рассказ, рассмотрели схему и поговорили об особенностях этого жанра, о сюжете, составляющем основу рассказа, и ключевых точках: завязке, кульминации и развязке, уделив особое внимание последнему сюжетно-композиционному элементу.
Ребята с интересом познакомились с буктрейлером и интерактивным плакатом по рассказу И.У. Басаргина «Кот-работяга», а затем прочитали произведение вслух, выделив элементы сюжета и ответив на проблемные вопросы.
Артисты класса подготовили и представили одноклассникам инсценировку по мотивам рассказа «Кот-работяга». А затем ребята написали свои окончания рассказа, о том, что, по их мнению, случилось с котом, ушедшим в лес из поселка из-за жестокого отношения к нему жителей, заподозривших, что у кота стригущий лишай.
Все окончания рассказов получились интересными, большинство оптимистичными. Вот, например, одно из них. «Через неделю кот исчез. Через некоторое время я пришел в лес и увидел кота, но тот взобрался на дерево и зашипел. Я стал умолять кота вернуться. Кот слез с дерева, запрыгнул на руки, прижался и тихонечко уснул. Вот так он стал моим питомцем, а никакого лишая у него не оказалось – это просто была ранка» (Василина З.). Степан Е. представил окончание рассказа таким: «Кот убежал в глухую чащу. А через полгода моя соседка пошла за грибами. Было лето. Она принесла две корзины грибов, а за ней пришел кот. Неухоженный, неопрятный, хромой. Мы все сразу вспомнили Работягу, но боялись подойти к нему. И тут пятилетняя Даша подошла к нему и погладила. Все испугались. Я подбежал и заметил, что за ухом у кота ничего не было. Я его аккуратно отряхнул и понял, что лишая у кота не было, а всего лишь ранка. Мы кота искупали, откормили, вылечили. Он опять стал жить в нашей деревне». И еще одно окончание, которое написал Даниил П.: «Кот шел пару дней по лесу. Он очень устал и искал место для отдыха. Тут он увидел охотника, в руках которого была птица. Кот подошел к человеку и вежливо потерся о его ноги. «Что ты тут делаешь? – спросил охотник, но кот, усталый, покрытый снегом, лишь взглянул на него. «Возьму-ка я его к себе», – решил охотник. Он принес кота в свой домик, который был на сопке возле деревни. Охотник заметил рану и отнес кота к ветеринару. Там он узнал, что это не лишай. Коту стало грустно из-за того, что он вынужден был уйти из деревни напрасно. Но в доме охотника его полюбили, его кормили, а теплые печки здесь тоже были. Так он и жил. Смысл рассказа в том, что нельзя судить сразу и не проверять, и судить по сплетням».
Творческие задания, построенные на материале рассказов, требующие преобразования окончаний и написания своих с элементами рассуждения, способствуют развитию воображения школьников, повышают интерес к творчеству писателя-земляка.