Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

PRO_АВТОР: проект представляет Теодора Драйзера — американского писателя, публициста и прозаика

Теодор Герман Альберт Драйзер

27.08.1871 – 28.12.1945

 

27 августа 2021 года исполнилось 150 лет со дня рождения Теодора Драйзера

 

«В конце концов, главное в жизни — это сама жизнь.»

 

Теодор Драйзер

В 1844 году молодой юноша по имени Джон Поль Драйзер покинул родную Германию и отправился покорять североамериканский континент. Причина переезда была вполне банальной – Джон Поль бежал от призыва на воинскую службу. В середине XIX века наплыв иммигрантов из Европы был особенно велик: калифорнийская золотая лихорадка, плодородные земли, строительство железных дорог – всё это, и многое другое убеждало людей в разных уголках мира, что именно эта молодая страна, которая называется Соединенные Штаты Америки, подарит им «новую мечту».

Прибытие иммигрантов в США

Прибыв на континент, Джон Поль прямиком отправился покорять Нью-Йорк, потом перебрался в Коннектикут, а затем оказался на Среднем Западе, где и встретил свою будущую жену – Сару Марию Шёнёб. Родители девушки успешно вели фермерское хозяйство и считались вполне уважаемой и состоятельной семьёй. Когда молодые попросили у родителей согласие на брак, отец категорически отказался дать своё благословение – Джон Поль был католиком, а семейство Шёнёбов относилось к небольшой религиозной секте. Девушка сбежала из дома, и молодые тайно обвенчались, несмотря на родительский запрет. Это навсегда оборвало какую-либо связь молодой четы Драйзеров с домом Шёнёбов.

Молодые решили обосноваться в штате Индиана: они нашли работу на шелкопрядильне, а потом и вовсе стали совладельцами этого предприятия. Но судьба недолго баловала Драйзеров – пожар на производстве поставил крест на благополучие семьи — фабрика восстановлению не подлежала. Джон Поль устроился работать на стройку, но в результате несчастного случая получил тяжёлые увечья, из-за которых не мог найти работу в дальнейшем. В довершении всех несчастий у четы Драйзеров один за другим умирают трое старших детей. Американская мечта для Сары и Джон Поля не суждена была сбыться.

27 августа 1871 года в небольшом городке под названием Терре-Хот у четы Драйзеров родился девятый ребёнок. Мальчика назвали Герман Теодор.

50-летний угрюмый глава семейства давно потерял интерес к жизни, а всё бремя заботы о большом семействе взяла на себя Сара Мария. Она бралась за любую работу – стирала, убирала, готовила обеды, сдавала комнаты и при всём этом находила время на любовь для детей. Тяжёлый труд матери спасал семью, и дети это понимали, стараясь хоть чем-то облегчить её жизнь: разносили чистое бельё заказчиком, собирали дрова и уголь для отопления ветхого дома.

Несмотря на тяжёлое материальное положение для Драйзеров было очень важно, чтобы дети получили хорошее образование. Они смогли пристроить детей в католическую церковную школу. Поступление в обычную общественную школу было бы более простым вариантом, но отец настоял на платной католической.

Джон Поль и Сара Драйзер

Финансовое положение в семье становилось всё более и более плачевным, поэтому Сара и Джон Поль решают разъехаться и поделить детей, чтобы их было легче прокормить. После окончания школы, юный Теодор вместе с сестрами, братишкой и матерью перебираются в Чикаго на заработки. «Город, подобный ревущему пламени, город — символ Америки, город-поэт в штанах из оленьей кожи, суровый, неотесанный Титан, Бернс среди городов! — таким описывал он Чикаго в романе «Титан». В 13 лет Теодор уже успел поработать мальчиком (курьером) при магазине и разносчиком газет. Вскоре в Чикаго приезжает и отец, который опять потерял очередную работу, и Теодор становится его постоянным спутником в поисках нового источника дохода.

Чикаго, 1890-е гг.

Внезапно, приходит известие о смерти отца Сары, с которым она не виделась с той поры, как вышла замуж за Джон Поля. Ко всеобщему удивлению, Сара получила в наследство небольшой участок земли в маленьком городке Варшава штата Индиана. Именно там жизнь семьи наконец-то стала более ли менее спокойной и консервативной. С деньгами по-прежнему было туго, но положение вещей было в разы лучше, чем в Чикаго. Родители смогли отдать всех детей в школу, причем на этот раз не католическую, а муниципальную. Именно в этой школе у юного Теодора Драйзера и обнаружилось литературное дарование, которое заметила молодая учительница Милдред Филдинг.

Сразу после окончания средней школы Теодор начинает поиски работы, чтобы как можно скорее начать помогать матери. Но поскольку в их городке работу было найти крайне сложно, будущий писатель решил вновь отправиться Чикаго — этот город манил его своими возможностями.

Чтобы понять, как сложно было простому приезжему юнцу найти работу в большом городе, нужно просто прочитать его романы. Недаром американские критики обвиняли Драйзера в излишней публицистической манере письма – в своих романах писатель очень четко представлял читателям картину мира, которую он видел своими собственными глазами.

Его первая работа в Чикаго – мойщик посуды, уборщик и посыльный в маленьком ресторане. Не о такой работе он мечтал, но выбирать не приходилось. Затем, он работал сортировщиком вагонов на железной дороге, на складе скобяных товаров, но нигде долго не задерживался, стремясь найти работу лучше прежней.

Бедные кварталы в Чикаго, фото конца 19 века

Удивительно, но в Чикаго его нашла его бывшая учительница из средней школы в Варшаве Милдред Филдинг. Она на тот момент уже работала директором в Чикагской школе и, памятуя об одаренном ученике, разыскала его и предложила помощь в дальнейшем обучении: Теодора отправляется на один год на учебу в Индианский университет, а все расходы — 300 долларов — Филдинг берет на себя.

Обучение в университете заставило юношу по-новому посмотреть на многие вещи: он находится под колоссальным впечатлением от работ Льва Толстого, интересуется новыми учениями философов, увлекается книгами Спенсера, Гексли, Дрейпера.

После года студенческой жизни, юноша вынужден был вернуться к реалиям жизни и вновь окунуться в поиски работы. А ещё, в это же время, умирает мать будущего писателя – это печальное событие стало сильнейшим потрясением для Драйзера.

Довольно быстро Теодор находит работу по объявлению в газете — водителем фургончика при небольшой прачечной — благодаря которой он сводит концы с концами. Иногда, по воскресеньям, его приглашала Милдред Филдинг в гости, где они рассуждали о ценности интеллектуального развития и обсуждали прочитанные книги.

Именно тогда Драйзер и задумался о том, чтобы связать свою жизнь с писательством.  Теодор начинал обивать пороги редакций. Без соответствующего опыта работы устроиться в ведущие издания не получилось, и Теодор останавливается на маленькой второразрядной местечковой газете «ДейлиГлоб», причем начинает он там работу не в качестве репортёра, а в качестве продавца. Спустя некоторое время его зачисляют в штат уже как ученика репортёра.

Летом 1892 года в Чикаго проходил очередной Национальный съезд демократической партии. Теодору в числе других репортеров было поручено освещать его, интервьюировать делегатов съезда, давать комментарии и оценки происходящим событиям. На этот раз молодому репортеру действительно повезло — он сумел первым сообщить, что демократы выдвинут кандидатом в президенты Г. Кливленда. Так Драйзер стал полноправным репортёром «ДейлиГлоб».

Спустя время и добившись устойчивого успеха как репортер, Драйзер решает искать более перспективное издательство. На тот момент ему исполнилось 22 года — молодость требовала перемен.  И юноша решает попробовать устроиться в газету «Глоб-демократ» — ведущее утреннее издание небольшого городка, состоящее на платформе республиканской партии. Редакция издания находилась в городе Сент-Луис, уступающим по масштабу, разрастающемуся Чикаго. С работой всё сложилось удачно, и Драйзер с головой погрузился в кипучую репортёрскую деятельность.

Молодой человек был на хорошем счету в редакции до того момента, как произошёл неприятный казус. Драйзеру дали редакционное задание осветить постановки приезжей театральной группы.  В тот день, когда должны были состояться спектакли, в отдаленном районе города произошло громкое ограбление. Теодор счел это событие репортерской удачей и направился на место преступления. Следственные мероприятия затянулись по времени, и на театральную постановку юноша просто не успел. Но, так как на утро, в свежем выпуске газеты должен был быть напечатан материал о спектаклях, Драйзер написал отчёт, взяв за основу рекламные буклеты постановок. Материал был опубликован, но к ужасу репортера и редакции выяснилось, что спектакли не состоялись: из-за размытых после дождей дорог театральная труппа не смогла прибыть в город вовремя. Драйзеру не хватило смелости объясниться с редактором, он забрал свои вещи из издательства и на некоторое время просто спрятался от знакомых у себя дома, спасаясь от насмешек.

Когда денежные запасы иссякли, Драйзер, собравшись духом, отправился в конкурирующую с «Глоб-демократ» газету «Рипаблик».

К немалому удивлению юноши, редактор газеты с юмором отнёсся к сложившейся ситуации и принял Драйзера на работу. Снова он с головой уходит в работу, стремится показать, на что он способен. Редактор, как правило, дает ему неплохие задания и почти всегда остается доволен его работой.

В 1893 году Драйзер неожиданно получил двухнедельную командировку в Чикаго. Газета «Рипаблик» в качестве рекламного мероприятия проводила конкурс популярности среди учительниц двух штатов. И вот теперь ему поручили сопровождать двадцать победительниц конкурса в экскурсии по чикагской всемирной выставке. Именно так он и познакомился с двадцатичетырехлетней Сарой Осборн Уайт. Знакомство это продолжалось и по возвращении в Сент-Луис. Вскоре они были помолвлены, но с женитьбой Теодор не торопился. 

Сара Осборн Уайт

Вскоре он получает письмо от брата, Поля, который настойчиво зовёт его в Нью-Йорк. Теодор быстро прощается с невестой и ее родителями и едет в Нью-Йорк. Первая встреча с городом произвела на Теодора очень сильное впечатление, и впоследствии он неоднократно возвращался к ней в своих произведениях — рассказе «Мой брат Поль», автобиографической книге «Газетные дни», статье «Истоки песни», предисловии к сборнику песен Поля Дрессера.

Если еще не так давно взгляды всех начинающих литераторов страны были устремлены на Бостон, то теперь центром литературной жизни становится Нью-Йорк И снова Теодор оказывается в дешевой комнатушке за полтора доллара в неделю, как в первые дни своего пребывания в Чикаго, когда он работал мойщиком посуды и уборщиком в грязном ресторане Джона Парадизо, но Нью-Йорк сулит большие перспективы.

Поль Дрессер — певец и композитор, брат писателя

К счастью, мытарства закончились довольно быстро. Брат Поль, вместе с партнёрами по музыкальной фирме задумали выпуск своего собственного журнала, а должность редактора предложили Драйзеру. Теодор руководил изданием журнала с 1895 по 1897 год, стараясь дать читателям журнала образцы хорошей прозы — печатал в нем рассказы Брета Гарта и Стивена Крейна, а также публиковал свои первые литературные работы. Но, несмотря на предоставленную ему на первых порах свободу в редакционных делах, Драйзер получал от журнальной деятельности все меньше и меньше удовлетворения. В 1897 году он покидает журнал и решает заняться писанием очерков и статей. Опытный, энергичный журналист, уже известный и владельцам, и редакторам многих ежемесячников, Драйзер легко получает задания от ведущих американских журналов — «Космополитен», «Харперс», «Эйнслиз», «Метрополитен». Материалы его появляются в прессе регулярно. Он пишет очерки об исторических местах и гражданском строительстве, зарисовки из нью-йоркской жизни, статьи об организации промышленности в Чикаго, о торговле на реке Миссисипи, о разведении фруктовых деревьев, герои его очерков — бедняки и богачи, художники и музыканты, бизнесмены и простые рабочие.

В июне 1898 года, по заданиям журналов, Драйзер едет в Чикаго. Каким непохожим был этот его приезд по сравнению со всеми предыдущими! Драйзер – уже признанный мастер журналистики, перед ним открыты все двери!

По пути в Чикаго он заехал навестить свою невесту Сару Уайт, все еще ожидавшую решительного шага с его стороны. Она на этот раз без обиняков настаивала на том, чтобы точно определить дату их свадьбы. Но Драйзер тянул с определением сроков свадьбы, уходил от ответов на прямые вопросы. Но полученное вскоре после его возвращения в Нью-Йорк письмо от ее младшей сестры, рассказывающее об отчаянии Сары, подталкивает его на решающий шаг, и 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Теодор Драйзер сочетается законным браком с Сарой Осборн Уайт. Скромная церковная церемония прошла в присутствии единственной родственницы — сестры невесты. Молодожены возвращаются в Нью-Йорк и начинают совместную жизнь.

Драйзера не отпускает мысль о писательстве. Он начинает с небольших рассказов. Обращение к жанру рассказа дало молодому писателю возможность с большей свободой, чем это допускалось в очерках и статьях, излагать известные ему факты. К немалому его удивлению, рассказы охотно покупают ведущие издания. Драйзер поддается настойчивому желанию взяться за более серьёзную работу. «Наконец, — писал он впоследствии, — я взял лист желтой бумаги и, чтобы доставить ему удовольствие, наугад написал заглавие — «Сестра Керри».

В основу романа Драйзер решил положить эпизоды из жизни своей сестры Эммы. Юной девушкой приехала она в Чикаго в надежде устроить свою судьбу. Случай свел ее с состоятельным пожилым архитектором, и она стала его содержанкой. Мальчишкой Теодору приходилось бывать в гостинице, в которой они жили, и он надолго запомнил и показную роскошь апартаментов сестры, и ее многочисленные наряды. Через некоторое время у сестры случился роман с женатым управляющим респектабельным рестораном «Чэпин энд Гор» по фамилии Гопкинс. Заподозрившая измену жена Гопкинса наняла детективов, которые выследили любовников. Воскресным вечером в феврале 1886 года Гопкинс взял из кассы ресторана три с половиной тысячи долларов и вместе с Эммой уехал в Монреаль. Но благоразумие взяло верх, он вернул большую часть денег владельцам ресторана, что спасло его от суда и следствия. В Варшаву (штат Индиана), где в то время жили Драйзеры, приезжали детективы и расспрашивали мать, что ей известно о том, куда бежала Эмма. Приезжала и госпожа Гопкинс высказать свое возмущение поступком Эммы.

Эмма Драйзер, сестра писателя

Когда роман «Сестра Кэрри» вышел в свет в 1900 году, он вызвал скандал, обернувшийся полным замалчиванием книги. В пуританской Америке не могли примириться с тем, что в романе падшая женщина оказывалась победительницей и что автор не наказывал порок. Критик Генри Менкен писал: «Хвалить этот роман почти так же опасно, как стрелять в президента»

Америка не могла простить Драйзера. Статьи и репортажи писателя практически не печатаются. Если в 1899 году американские журналы опубликовали около 50 материалов за его подписью, то в 1901 году появилось только двенадцать статей Драйзера, а в 1903-м — всего лишь две.

После нескольких лет тяжелого как морального, так и финансового положения, Теодор Драйзер потихоньку начинает возвращаться в элитарные круги журналистики. В 1909 году он уже работал в крупном издательском концерне «Баттерик», занимая высокий редакционный пост. Новая гроза, как это часто бывает, разразилась с совершенно неожиданной стороны. У Драйзера случился роман с красавицей Тельмой, начинающей художницей. Узнав об этом, мать девушки, которая также работала в «Баттерик», явилась к руководителю Драйзера и стала угрожать, что если он не будет уволен, то она расскажет обо всей этой истории падким на любую сенсацию журналистам. Драйзера увольняют.

Теодор уходит от жены, снимает однокомнатную квартиру у знакомых, раздумывает над тем, чем ему заняться. И решает снова посвятить себя большой литературе — окончить свой многолетний труд «Дженни Герхардт». Затем были написаны такие монументальные романы, как «Финансист» , «Титан» , «Гений».

1914 году Драйзер встречает Элен Пэтжес Ричардсон, приходившейся ему дальней родственницей (бабушка Элен была родной сестрой матери Теодора). Знакомству этому суждено было внести большие изменения в личную жизнь писателя: Элен стала верной подругой до конца его дней. Официально союз был оформлен только в 1944 году — церемония брака прошла весьма скромно, в присутствии лишь двух свидетелей: сестры невесты Мэртл и ее жениха.

Элен Ричардсон, вторая жена писателя, и Теодор Драйзер

В середине декабря 1925 года на полках книжных магазинов Соединенных Штатов появился новый роман Теодора Драйзера «Американская трагедия», цена за два тома — 5 долларов. Этот роман считается вершиной творчества писателя.

Еще в пору работы Драйзера в журнале «Бродвей», вся американская печать писала о преступлении бедного чиновника Честера Джиллета, который работал на фабрике своего богатого дяди. Он соблазнил работницу Грейс Браун, и она ожидала ребенка. В это время Честер через своих родственников познакомился с богатой девушкой, которой он понравился. Но их женитьбе мешала Грейс, и Честер решает от нее избавиться. Он обещает Грейс жениться на ней и приглашает ничего не подозревающую девушку на прогулку по озеру. На глубоком месте он оглушил Грейс теннисной ракеткой, перевернул лодку и сам поплыл к берегу. Еще в тот период, в 1907 году, Драйзер говорил своему другу Ричарду Дюффи, что эта история может быть положена в основу романа. Мало того, в личном архиве Драйзера сохранились материалы пятнадцати подобных дел. И в основе всех этих преступлений лежало неудержимое желание любым путем проникнуть, в так называемое высшее общество Драйзер увидел в этом типичное для американского общества явление и решил создать на этой основе роман.

Статья в газете, освещающая преступление Честера Джилетта

Измученный тяжелой работой над романом, Драйзер года уезжает вместе с Элен на отдых во Флориду. По дороге в одном из книжных магазинов небольшого города они приобрели экземпляр «Американской трагедии». В начале января 1926 года, находясь во Флориде, Драйзер получил телеграмму от его литературного агента: «Рецензии поразительны, полны энтузиазма, воздают вам должное. Ваше выдающееся положение в литературе признано, продажа идет блестяще».

Успех «Американской трагедии» вызвал новую волну интереса к другим романам Драйзера, читатели покупали и «Гений», и «Дженни Герхардт», и «Сестру Керри».

Писатель продолжает усердно работать: много лет занимается монументальным циклом «Трилогия желаний» («Финансист», «Титан», «Стоик»), пишет роман «Оплот» (который будет опубликован уже после смерти писателя), продолжает публиковать рассказы и очерки.

Работы Теодора Драйзера критика в США оценивала более, чем сдержано, чего нельзя сказать о других странах. Огромное количество поклонников своего творчества писатель нашел в Советском Союзе.

В 1926 году Драйзер получает официальное приглашение из Москвы принять участие в праздновании десятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Драйзер сразу же загорелся мыслью об этом путешествии. Драйзер хочет побыть в СССР месяц или два, поездить по стране. Он получает на это согласие, ему гарантируют оплату расходов по поездке, и он твердо решает отправиться в это длительное путешествие. Элен хочет сопровождать его, но он объясняет ей, что «для того, чтобы иметь возможность свободно разъезжать повсюду, в любых условиях, ему нужно ехать непременно одному».

Драйзер в Советском Союзе, 1927год

В СССР Драйзер провел 77 дней. Визит в Россию 1927-1928 года покорил писателя. Пребывание писателя в стране получилось крайне насыщенным: ему показывали образцовые фабрики и совхозы, столовые и общежития, школы и деревенские клубы. Драйзер решил, что он воочию увидел победу коммунизма в действии, и с момента поездки в СССР и до конца своих дней он оставался убежденным сторонником Советов. В июле 1945 года, за несколько месяцев до своей кончины Драйзер вступил в ряды коммунистической партии США.

27 августа 1945 года Драйзер последний раз отметил свой день рождения. Он и Элен на этот раз пригласили человек пятнадцать самых близких друзей. Выдающийся американский писатель Теодор Драйзер скончался 28 декабря 1945 года в Голливуде (штат Калифорния, США).

Теодор Драйзер. Рисунок Хюга Геллерта

Интересные факты:

  • По мотивам «Американской трагедии» был снят фильм «Место под солнцем», получивший 6 премий «Оскар» и премию «Золотой Глобус».
  • Прототипом Фрэнка Каупервуда из трилогии «Желание» был реальный человек — магнат Чарлз Йеркс.
  • Драйзер в 1930 году был претендентом на Нобелевскую премию в сфере литературы.
  • В Киеве, где писатель побывал в рамках своего путешествия по СССР, есть улица, носящая его имя.
  • В соционике есть тип «Драйзер», обозначающий этико-сенсорного интроверта.
  • PRO_АВТОР

 

Материал подготовила Колдина Юлия,

сотрудник библиотеки №4

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!