Школьники пополнили свои знания о природных зонах Дальнего Востока

 

28 октября краеведческие занятия с учениками 4 «Г» и 4 «В» классов МБОУ «СОШ № 80» начались с обобщения и углубления знаний о природных зонах Дальнего Востока, особое внимание было обращено на крупнейший в мире массив хвойно-широколиственных лесов, расположенный на юге Дальнего Востока. Отметили его границы на карте; выяснили, почему эти леса называют тайгой, зачитали цитату о дальневосточных «джунглях» из книги «В дебрях Уссурийского края» выдающегося исследователя этих мест В.К. Арсеньева, чей 150-летний юбилей недавно широко отмечали в нашей стране: «…это девственный и первобытный лес, состоящий из кедра, чёрной берёзы, амурской пихты, ильма, тополя, сибирской ели, маньчжурской липы, даурской лиственницы, ясеня, монгольского дуба, пальмовидного диморфанта, пробкового дерева (с листвой, напоминающей ясень, и красивой пробковой, бархатистой на ощупь, корой), маньчжурского ореха (с крупной, расположенной на концах сучьев пальмообразной листвой) и многих других пород. Подлесок состоит из густых кустарниковых зарослей. Среди них бросаются в глаза: колючий элеутерококк, красноягодник с острыми листьями, лесная калина с белыми цветками, жёлтая жимолость с узловатыми ветвями и с морщинистой корой, лесная таволожка с короткозаострёнными зубчатыми листьями и вьющийся по деревьям лимонник. И всё это перепуталось виноградником, лианами, кишмишем. Стебли последнего достигают иногда толщины в руку».

В ходе просмотра электронной презентации выяснили, почему на территории юга российского Дальнего Востока смогли сохраниться перечисленные В.К. Арсеньевым виды,  познакомились с этими растениями, уделив особое внимание удивительному феномену растительного мира – кедру корейскому, называемому дальневосточниками «дойной коровой уссурийской тайги», «хлебным деревом»; о котором они говорят, что «без кедра – нет тайги», ведь с кедровым лесом напрямую связанна жизнь десятков видов млекопитающих животных, птиц, насекомых, грибов, микроорганизмов.  

Обзор книг по данной теме дополняли слайды презентации; были зачитаны цитаты из книг писателей-дальневосточников о кедре корейском. Школьники узнали, что полезные вещества содержит скорлупа орехов, хвоя, кора, смола, что кедровый орех – кладезь полезных веществ: из ядер кедровых орехов изготавливают муку и масло, молоко и варенье; в посуде из кедра молоко долго не скисает, а в сундуках из этой древесины не заводится моль. Ребята с интересом прослушали это сообщение и дополнили его, например, оказалось, что в двух семьях имеются подушки с натуральным наполнителем из плёнки ядра кедрового ореха.

 Интересные сведения о дереве-великане ребята заносили в полученные в начале урока карточки, что позволяло помочь им зрительно представлять то, о чем шла речь; устно решали простые задачки – определяли вес кедровых шишек, высоту деревьев и др.  

Зачитали строки о кедре из произведений Ивана Ульяновича Басаргина, выдержки из рассказа писателя «Цена одной спички», подчеркнули, что Басаргин боролся за сохранение уникальных кедровых лесов Приморья и надеялся, что это природное богатство не исчезнет.

В завершение занятия школьники узнали, что по наблюдениям ученых в расселении дуба участвуют сойки, а на гарях, вырубках, возобновление кедра происходит в значительной мере благодаря деятельности кедровок, не случайно в сибирском городе Томске птице, дающей жизнь кедровым лесам, девять лет назад был установлен памятник. Прочитали отрывок из рассказа И.У. Басаргина «Кедровка – сеятель тайги», нашли ответы на возникшие вопросы.

Тема занятия вызвала у ребят интерес, и они выразили желание самостоятельно узнать больше по рассмотренной теме.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять