Целью занятия с учащимися 6 «В» класса МБОУ «СОШ № 57», проведенного 25 февраля 2020 г. совместно с учителем музыки О.Г. Худяковой, было развитие образного мышления обучающихся посредством произведений живописи, музыки и литературы.
Началось занятие с повторения базисных понятий (полифония, многоголосие, фуга и др.), работа с текстом соответствующих статей словарей подкреплялась материалами слайдов презентации.
Красочные иллюстрации энциклопедий, представленных на выставке, фотографии, продемонстрированные на слайдах, познакомили школьников со сложным инструментом – органом, который своим диапазоном может соперничать с симфоническим оркестром; с некоторыми композиторами, сочинявшими органную музыку, в частности, с И.С. Бахом, органная фуга которого вскоре зазвучала в зале библиотеки.
А может ли подобное многоголосное произведение, основанное на музыкальной теме, быть создано в живописи? Оказывается, – да.
В подтверждение этого была представлена картина М.К. Чюрлёниса «Фуга». На живописном полотне, созданном художником и композитором, школьники увидели как и в музыкальном произведении – проведение темы в верхнем регистре, где отдельные яркие элементы изображены в виде ёлочек; изменение цвета на тёмный при изменении темы, насыщенность красок в момент кульминации фуги.
Далее, вспомнили утверждение К.Г. Паустовского о том, что «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». И прочитали отрывок из неопубликованной повести И.У. Басаргина «В стране каменных мечей», в котором услышали многоголосие ночной уссурийской тайги.
В заключение занятия ребята без труда ответили на все вопросы кроссворда «Полифония».