Старшеклассникам рассказали о том, какой красивой может быть речь и увлекательной наука лингвистика

 

В Международный день родного языка старшеклассники СОШ № 43 стали участниками захватывающей истории языковедения. Ребята, вместе с сотрудниками библиотеки вспоминали, как разговаривали наши предки.

Язык — явление развивающееся. Сменяются исторические эпохи – меняется и язык. Именно в лексике отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Эволюция языка тесно связана с историей и культурой народа и выражается новыми словами, новыми значениями слов, новыми оценками того значения, которое заключено в известных словах.

Начиная разговор о лексике, вспомнили, что словарный запас говорит о культуре и образовании человека: у А.С. Пушкина словарный запас составлял более 25 тысяч слов, а вот у Эллочки, героини романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова 30 слов, которыми она умудряла передать все свои желания, действия и мысли.

Для эксперимента, как мы понимаем язык наших предков ребята прочитали отрывок из романа «Петр I» А.Н. Толстого. Каждая строчка таила в себе препятствия в виде устаревших слов, которые сейчас уже не употребляются в повседневной жизни.

Разбирая эти слова определились, что словарный запас человека бывает активный и пассивный. Слова, которым пользуются редко, или забытые слова называются историзмы – когда слова не употребляют вообще или совсем редко, т.к. предметы или явления вышли из обихода. Архаизмы — устаревшие слова для наименований понятий, действий, явлений, ныне существующих и известных. Вместо них используются синонимы, другие слова, с иным ударением, составом звуков: ланита-щека, длань-рука, выя-шея и т.д. Для разбора этого понятия помогла физкультминутка.

А вот неологизмы – очень интересные слова: эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав. Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке, например, паровоз, электровоз, автодром, или берутся из других языков, например, трейлер, тренд, дресс-код.

А вот активный словарь человека, к сожалению, пополняется не всегда нужными словами. Ребята отнесли к таким словам слова-паразиты и жаргон. Смешно было читать значение жаргонных слов из «Словаря современного молодежного жаргона» М.А. Грачева.

С увлечением «раскладывали» ребята устаревшие слова по тематическим группам, определяя куда отнести кокошник, кулебяку, ковригу, ушат и зипун к еде, одежде, посуде или головному убору.

Подводя итог встрече, сделали вывод, что речь человека говорит о его культурном и интеллектуальном уровне, о его образованности и кругозоре, чтобы расширить словарный запас необходимо читать, слушать выступления актеров и посещать музеи и выставки, приобщаясь к культуре.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять