Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

«Русский мир в азбуках и букварях»: виртуальная выставка

«Алфавит — такой же символ государственности, как Герб, Гимн, Знамя. Алфавит — святыня державного значения».

Олег Николаевич Трубачев, академик

 

Каждый ученик начинает свой школьный путь постижения знаний с изучения букв и цифр. В этом ему помогают учебники. Самым первым учебником для школьника является Азбука или Букварь, где из множества букв, слогов школьник учиться составлять слова, соединять их в предложения и тексты, овладевать грамотой. С этой книги начинается путь образования, познания родного языка, природы, общества. Азбука — одна из самых распространенных, но и в то же время одна из самых редких книг.

В давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги.

Раньше буквы и писались, и назывались совсем иначе. Например, а — аз, б — буки, в — веди, г — глаголь, д — добро, е — есть, ж — жизнь, и — иже, л — люди, с — слово и т. д. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Как трудно было тогда научиться читать! Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.

Поэтому самые лучшие и умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор.

Букварь или азбука с картинками — совершенно естественное для нас явление. Нам сложно представить, что книга для знакомства с буквами может вообще не иметь иллюстраций. Между тем, именно такие книги — с единичными иллюстрациями, но многочисленными прорисовками букв, упражнениями-прописями и текстами для чтения — преобладали в XVIII-XIX веках. Иллюстрированные буквари были скорее исключением из правил.

Раньше в нашей стране букварь дарили на память каждому ребенку. Расспросите дома своих мам, пап, бабушек и дедушек, у кого из них сохранился букварь, по которому они учились читать.

На виртуальной выставке демонстрируется многообразие русских букварей и азбук XVII–XX вв. Например, первый букварь иеромонаха московского Кариона Истомина с картинками («лицами», как тогда говорили) был напечатан в самом конце XVII века, и ставший лучшим учебным пособием того времени.

Почти столетие букварь Истомина оставался единственными иллюстрированным русским букварем: в многочисленных азбуках века XVIII иллюстрации использовались лишь как заставки, виньетки, элементы декора. Зато XIX век можно с полным правом назвать «золотым веком» иллюстрированных азбук и букварей. Открывает этот ряд «Азбука Российская. Подарок русским детям в память об Отечественной войне 1812 г.». Представленные буквари и азбуки будут интересны всем, кто интересуется историей образования в России.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!