О театральной живописи рассказали школьникам в библиотеке № 16

 

Облик театрального зрелища, драматургия, сценическое оформление и характер актерской игры изменялись от эпохи к эпохе. Вместе с ними менялось и театральное искусство, включающее в себя синтез разных видов искусства: литературу, танец, вокальное исполнение, декоративно прикладное искусство, живопись, технические новинки.

Часто искусство художника определяет лицо всего театра. Познакомиться с особенностями театральной живописи, узнать о художниках-сценографах пришли 25 сентября в библиотеку № 16 ученики Общей образовательно школы № 1. Для них организованы арт-выставка и обзор «Художник и театр» по проекту «Закулисье» в рамках Года театра в России.

Определив, чем отличается работа театрального художника от работы живописца, школьники узнали, что театральный художник в отличие от живописца, имеет дело не с плоскостью листа, а с пространством сцены. Театральный художник не только создает декорации, но и придумывает костюмы, грим, определяет, где и какой будет свет. Таким образом, он создает пространство и среду, в которой будут жить герои пьесы. Этот вид творчества называется сценография, а художник – сценографом. Другое отличие работы сценографа от работы живописца в том, что картина живет сама по себе, а сценография может жить только в спектакле. Кроме того, живописец сам выбирает тему картины, а сценограф зависит от сюжета спектакля и замысла режиссера.

Ребята познакомились с историей развития сценографического искусства, узнав, что с конца XIX столетия наблюдалось стремительное развитие, подъем всех видов искусств. В этот период складывались особые отношения между художником и театром. Художники приносили в театр новые идеи и эстетические принципы. Сценографы становились полноправными участниками спектаклей. Этот процесс начался в частной опере С.И. Мамонтова, а знаменитые «Дягилевские сезоны» продемонстрировали блестящие успехи русского театра и сценографии на зарубежной сцене. Выдающиеся режиссеры Станиславский, Таиров, Мейерхольд в своих спектаклях отводили художникам ведущую роль. Период с 1880-го по 1930-й был настоящим подъемом русского сценического дизайна. Почти все живописцы-новаторы ярко проявили себя в сценографии, это такие художники как Константин Алексеевич Коровин и Александр Яковлевич Головин, относящиеся к первопроходцам на русской сцене и Мстислав Добужинский, Александр Бенуа, Лев Бакст, Николай Рерих, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Иван Билибин, Сергей Судейкин и другие.

Посмотрев видеосюжеты об особенных театрах – Театре художника и Театре живописи, увидели, как полотна воплощаются в спектакли и как могут «оживать» портреты».

Рассмотрев книгу сказок с иллюстрациями Ивана Билибина, сравнили книжные иллюстрации с его оформлением спектаклей и увидели множество схожих орнаментов, приемов, и даже заметили, что книжные иллюстрации, вышедшие из-под кисти художникам, напоминают сцену – сюжет сказки на иллюстрации как будто бы происходит на театральной сцене.

И конечно же само театральное действие нашло свое отражение в живописи, на полотнах художников как русских, так и зарубежных: Джеймс Хэйллар «В театре», Оноре Домье «Представление», Борис Кустодиев «В ложе», Кузьма Петров-Водкин «Театр. Фарс», Александр Шилов «В театре».

Театрально-декорационное искусство – ярчайшая страница в истории русской культуры и театра. Оно тесно связано с развитием театра. Перед художниками театра стоит важная задача – объединить творческое видение всех участников постановки, но при этом оставаться верным себе и своему представлению о произведении.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять