Две картины из Приморской картинной галереи

В июне этого года Приморской картинной галерее исполнилось 55 лет. Но уникальная художественная коллекция этого музея начала формироваться за несколько десятилетий до его открытия в 1966 году. Все началось в 1929 году, когда Александр Александрович Половинкин (1887–1955), профессор географии, знаток и ценитель живописи, будучи в те годы директором филиала Географического общества и Владивостокского государственного областного музея (ныне краеведческий музей им. В.К. Арсеньева), находясь в служебной командировке в Москве и Ленинграде, получил разрешение сектора Главнауки Народного комиссариата просвещения формировать художественный отдел в возглавляемом им музее.

Через государственный музейный фонд Москвы и Ленинграда стали поступать художественные произведения.

Особенно щедро поделилась своими богатствами с нашим городом Государственная Третьяковская галерея. Были переданы картины: «Портрет А. Ф. Заикина», кисти Василия Тропинина, «Портрет Г. Л. Гиршман» Константина Сомова, пейзажи работы Ивана Шишкина и Исаака Левитана, «Портрет брата Давида с мандолиной» Марка Шагала и др.

Из Государственного Русского музея поступили древнерусские иконы, картины Ильи Репина. Государственный Эрмитаж и Музей изящных искусств им. А. С. Пушкина передали живопись и графику итальянских, французских, немецких, голландских, фламандских мастеров XIV — начала XX веков.

Объем и ценность переданных произведений потребовали выделения художественного отдела краеведческого музея им. В.К. Арсеньева в самостоятельный музей. Следствием этих объективных причин и стало открытие в 1966 г. Приморской картинной галереи.

Поначалу галерея разместилась на первом этаже жилого дома по Партизанскому проспекту, 12. Там разместились экспозиция, фондохранилище, комната для сотрудников, библиотека. Сейчас на базе выставочных залов галереи на Партизанском проспекте, 12 работает Детский музейный центр, художественные студии, здесь расположена научная библиотека, насчитывающая более 11 тысяч печатных изданий, включая фонд редкой книги.

На тот момент коллекция галереи состояла из 725 единиц хранения. Сегодня фонды галереи — это более восьми тысяч единиц хранения: произведений живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства. Стало необходимым увеличение музейных площадей.

В 1984 году галерея в дополнение к имеющимся помещениям получила в оперативное управление часть двухэтажного здания-памятника истории и архитектуры, построенного в 1899-1903 гг. для филиала Русско-Азиатского банка по проекту архитектора Платона Евгеньевича Базилевского (1856–1916).

Сейчас здесь, по адресу Алеутская 12, действуют залы постоянной экспозиции, зал выставок из музейных коллекций, размещаются фонды, реставрационные мастерские живописи и графики. Постоянная экспозиция размещена в девяти залах и представляет более 150 произведений древнерусского, русского и западноевропейского искусства.

Это иконы XVI – XIX веков, произведения Фёдора Рокотова, Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Ильи Репина, Валентина Серова и других известных мастеров русского портрета XVIII – начала XX веков. Великолепны пейзажи Василия Поленова, Руфина Судковского, Льва Лагорио, Ивана Шишкина. Отдельный зал посвящён морскому пейзажу, где центральное место занимает картина Ивана Айвазовского «Восход солнца на Чёрном море».

Различные художественные течения начала ХХ века представлены произведениями Константина Сомова, Мартироса Сарьяна, Петра Кончаловского, Роберта Фалька.

Галерея идет в ногу со временем.  Так, через QR–коды на средствах мобильной связи доступна информация по 30 произведениям, представленным в экспозиционных залах. А через бесплатную сеть WI-FI, доступную в каждом зале экспозиции, можно узнать всю, находящуюся в интернет, информацию о заинтересовавшем произведении искусства и его авторе.   

С 2014 года Приморская государственная картинная галерея является партнером проекта создания Центра-спутника «Эрмитаж-Владивосток». Филиал Эрмитажа разместится в одном из красивейших исторических зданий в центре Владивостока по адресу ул. Светланская, 38/4, построенном в начале 20 века Торговым Домом «Кунст и Альберс» для доверенного управляющего Адольфа Даттана.

В Приморской картинной галерее много прекрасных картин, но мое внимание более всего привлекли две картины: портрет Софьи Федоровны Сегюр работы Сальватора Тончи, поступивший в Приморскую картинную галерею в 1966 году из Государственной Третьяковской галереи, и «Восход солнца на Черном море», кисти И. Айвазовского. Благодаря им я узнала об интереснейших людях.

Сальватор Тончи родился в январе 1756 г. в Риме. В юности (а кто в этот период своей жизни не любит приключений) Тончи служил в королевской гвардии Неаполя. Однако любовь к искусству победила.  Да и не могло быть иначе.  Он обладал многочисленными талантами. Сначала он прославился в родной Италии как поэт.  Играл на нескольких музыкальных инструментах и занимался пением.  Как живописец, Тончи стал заслуженным членом Римской Академии художеств де Форти в знаменитой Болонской Академии. А при дворе польского короля Станислава Понятовского служил певцом. Когда тот отрекся от престола, Тончи переехал в Петербург и Россия стала его второй родиной. Здесь он прославился как живописец.

Большую часть своей «русской» жизни. Тончи прожил в Москве. Здесь он, талантливый, обладающий прекрасным чувством юмора, покорил сердце молоденькой княжны Натальи Ивановны Гагариной несмотря на то, что ему самому было уже более сорока лет.  Супруги жили долго и счастливо, воспитали двух дочерей.

Работы С. Тончи мы можем видеть в Русском музее (Портрет Павла I в одеянии рыцаря Мальтийского ордена и Ф.В. Растопчина, губернатора Москвы, организатора московского ополчения во время отечественной войны 1812 г.), также он написал два одинаковых портрета Г.Р. Державина.  Оба на фоне пустынного зимнего пейзажа. Один находится в Третьяковской галерее, а второй в Иркутском областном художественном музее. Правда, на последнем пейзаж был подкорректирован другим опытным живописцем и стал представлять вид зимнего Иркутска.

Кроме этого, С. Тончи двадцать пять лет был инспектором рисовальных классов Московской Архитектурной школы.

Графиня Софья Федоровна де Сегюр, дочь Ф.В. Растопчина, французская детская писательница. Вот уже третий век ее произведения регулярно переиздаются. По самому известному из них — роману «Сонины проказы», написанному в 1858 году, были сняты художественные фильмы (в 1946 и 1979 гг.). По этому роману о девочке-подростке в 2008 году был поставлен спектакль, в 1935 – балет, в 1988 – мультсериал и в 2011 – музыкальная комедия. В честь писательницы названы улицы в нескольких французских городах, аллея в парижском парке Монсо. Французы называли ее «Бальзак для детей».

С.Ф. Сегюр. Портрет работы С.Тончи

Софья Фёдоровна де Сегюр, урожденная графиня Ростопчина, стала писательницей в пятьдесят шесть лет.  И писала не для публикации, думала просто развлечь своих внуков. А их у неё было двадцать.

И никто не знал, какое тяжелое детство было у графини де Сегюр. Ее мать, Екатерина Петровна Растопчина, очень религиозная женщина, видимо слишком уж своеобразно понимала, как правильно воспитывать в детях христианские нравственность и добродетели.  Детям запрещали жаловаться, «слишком пылко» проявлять свои чувства, не допускались привязанность к игрушке или лакомству. Дети не имели права пить в перерывах между установленными распорядком дня приемами пищи, им не выдавали на ночь одеяла.  Дети не имели права подходить к отцу и матери, чтобы поговорить или просто приласкаться, если родители сами не подзывали их.  За нарушение установленных матерью правил детей наказывали, в том числе и физически. Отец, который почти не бывал дома, перегруженный своими должностными обязанностями, в педагогические приемы супруги не вмешивался.  

Сонечка не жаловалась, ее другом была собака, из миски которой она утоляла жажду, а если зимой было очень холодно без одеяла, то собака позволяла ей брать свою подстилку, которой девочка и укрывалась.

После того, как отец Софьи был обвинен в поджоге Москвы и отстранен от должности, семья на некоторое время переехала во Францию.  Неудивительно, что Софья Федоровна поспешила выйти замуж, чтобы только освободиться от диктата матери.  На первом же балу в Париже на нее обратил внимание виконт де Сегюр, получивший впоследствии по наследству графский титул и большой замок с усадьбой.  И она ответила согласием на предложение стать его женой: она не была влюблена в него, но он был добрым и уважающим ее человеком.  «Расчет» оказался верен: брак, основанный на взаимном уважении, оказался долговечным и счастливым.  В их семье дети никогда не знали ни психологического, ни физического насилия.

И. Айвазовский. «Восход солнца над Черным морем»

Иван Константинович Айвазовский всю жизнь прожил в Феодосии.  В своих картинах художник воспевал Крым, Черное море и подвиги моряков Российского Черноморского флота.

Полотно «Восход солнца на Черном море» изображено сражение русского сторожевого корабля с черкесской лодкой, на которой увозили в Турцию для продажи в рабство армянских девушек.  Его художник видел собственными глазами.

Кажется странным название «Восход солнца» для картины, на которой столкновение в полном разгаре.   Но именно свет восходящего солнца символизирует удачный для русских матросов и плененных девушек исход сражения. 

Картина «Восход солнца на Черном море» поступила из Русского музея в Краеведческий музей имени В. К. Арсеньева в 1930 году, а уже в 1966 ее передали Приморской картинной галерее. 

Источники

  1. Русская живопись XVIII – первой половины XIX века: каталог. Владивосток: Уссури, 1966.
  2. 45 лет Приморской государственной картинной галерее // Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток: Изд-во ПГПБ им. А.М. Горького. – С.108-111.
  3. С Тончи: [электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org › wiki › Тончb
  4. Софья Федоровна Сегюр: [электронный ресурс //] https://ru.wikipedia.org › wiki › Сегюр,_Софья_Фёдор..

Главный библиотекарь библиотеки №13 Шкурко Галина Александровна

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять