Жители Владивостока познакомились с кинематографом всего через полтора года после его изобретения братьями Люмьер.
В конце мая 1897 года в газете «Владивосток» появилось объявление: «Честь имею уведомить уважаемую публику, что в построенном мной павильоне на углу улиц Светланской и Суйфунской (ныне Уборевича) при электрическом освещении будет мною демонстрироваться ежедневно с 1 июля кинематограф – движущиеся фотографии и два фонографа. Начало демонстрации с 2 часов пополудни до 6 часов вечера. Демонстратор – А. П. Хегберг». Так в нашем городе в съемном павильоне был открыт первый кинематограф, названный «Иллюзионом». Показывались, скорее всего, фильмы братьев Люмьер. Сквер, где работал самый первый иллюзион, можно увидеть и сейчас — это площадка за зданием кафе «Мэджик бургер». А.П. Хегберг демонстрировал новинки техники всего три дня. Стоимость билета была 1 рубль для взрослого и 50 копеек для ребенка – огромные по тем временам деньги.
Но уже через три недели в том же павильоне с 28-го по 30-е июля по два вечерник кинопоказа провел Степан Маржецкий. Дмитрий Рыкунов, сотрудник Музея им. В. К. Арсеньева, основатель и координатор уникального проекта «Синематека», высказывает предположение, что под псевдонимом Маржецкий скрывался французский предприниматель, режиссер, один из основоположников мирового кинематографа Жорж Мельес. Приобретя контрафактный синематограф, он повез его по России от Урала до Владивостока. Тур продолжался девять месяцев. Сразу же по окончании кинопоказов Маржецкий продал аппарат купцу Александру Иванову, владельцу строившейся тогда гостиницы «Тихий океан» (ныне Пограничная, 2) и одноименного театра при ней, и покинул Владивосток.
В 1898 г. в театре «Золотой Рог» купца Галецкого, расположенного по Светланской 3, был продемонстрирован зрителям видоскоп — аппарат, с помощью которого публике показали за два дня 16 короткометражных лент — «Акробат и обезьяна», «Всадник», «Пляска малороссов», «Улица в Париже», «Американские офицеры в Нью-Йорке». Это были даже не фильмы, а хроникальные сюжеты, длившиеся по 20-30 секунд. Этому способствовало и то, что проецирование фильма на экран велось не так, как сейчас: проектор стоял сзади белого полотна. Зрители смотрели фильмы как бы «на просвет». Перед сеансом экран опрыскивали из пульверизатора водой, чтобы был прозрачнее.
Публика была неискушенная. И многие считали, что за экраном находятся живые актеры и публику просто дурят, желая взять с нее побольше денег. Ведь билеты в театр стоили намного дешевле.
В конце XIX века кино во Владивостоке демонстрировалось в нескольких местах: Морском собрании, театрах Иванова и Галецкого, но эпизодически и эти помещения не были только кинотеатрами. Да и кинопроката тогда практически не существовало. Но Владивосток знакомился с новыми фильмами раньше, чем другие города России. Ведь фильмы попадали сюда, хоть и случайно, но самым коротким путем – морем.
Так Владивосток стал одним из первых городов России, познакомившихся с кинематографом.
А 15 апреля 1901 году французом Матье появился первый фильм о Владивостоке, причем документальный. Это были съемки людей, проходивших мимо здания торгового дома «Кунст и Альберс». В кадр попало почти две тысячи владивостокцев.
Премьера фильма состоялась в театре «Тихий океан». Кто-то, узнав себя, радостно указывал на экран пальцем, а кто-то крестился.
Но настоящий бум кинематографа во Владивостоке начался в 1906 году. Тогда на Светланской открылось сразу три стационарных кинотеатра.
Первым появился «Электрический Театр Эдисона» в доме Даттана (ныне Светланская, 37) 12 марта 1906 года. 26 декабря 1906 года открылся «Электротеатр Константина Семеновича Ярджегло», который затем был переименован в «Декаданс», а позже в «Идиллию». Он располагался в доходном доме Пьянковых, (ныне Светланская, 41).
В июле 1907-го предприниматель Купер открыл на Светланской 44 «Гранд-Иллюзион». Именно в «Гранд-Иллюзионе» впервые запустили оборудование, которое синхронизировало изображение и звук. Купер заключил контракт на поставку новейших фильмов. В перерывах между сеансами выступали исполнители юмористических куплетов и итальянский оркестр. Новый кинотеатр, получивший имя «Гранд-иллюзион», стал приносить владельцу неплохой доход. Но за этой задачей не забывалась и социальная роль кинематографа. Так в «Гранд Иллюзионе» 12-15 марта 1917 года шли специальные познавательные программы фильмов для детей: «Коробейники», «Изготовление бамбукового шлема», «Жизнь арабов», «Изготовление электрических ламп».
18 февраля 1909 года в отстроенном на месте сгоревшего театра Галецкой здании гостиницы «Золотой Рог» предприниматель Журинский арендует зал и открывает театр «Золотой Рог». И кроме спектаклей здесь регулярно показывают кино. Владивостокцыам это очень понравилось и к 1916 году «Золотой Рог» стал одним из лучших кинотеатров города и по внутреннему обустройству, и по репертуару. Здесь показывались кукольные мультфильмы, в том же 1909 году показаны первые цветные (раскрашенные вручную) кинокартины.
Для учащихся и военнослужащих в 1912 году здесь бесплатно был показан фильм к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Совместное существование под одной крышей театра и иллюзиона было невозможно в Европе и США. Кино там долго считали забавной технической новинкой, а не видом искусства. В России было иначе. В театральных спектаклях, шедших в «Золотом Роге» с успехом гастролировала знаменитая Вера Комиссаржевская, и здесь же демонстрировалась «фильма» «Жизнь мгновенье – искусство вечно» в котором главную роль исполнял Иван Мзжугин.
Кинотеатры Владивостока с самого своего возникновения не стояли в стороне от выполнения важнейших гуманитарных и благотворительных задач. С 1907 по 1918 годы практически во всех иллюзионах города проходили акции, когда весь дневной сбор от кинопоказов направлялся Владивостокскому обществу спорта, добровольной пожарной дружине, обществу защиты животных и т.д. В январе 1909 года было собрано и перечислено в специальный фонд около 1 тысячи рублей для пострадавших от землетрясения в Италии. В годы мировой войны неоднократно собирались деньги на лечение раненных, а 3 апреля 1915 года в к/т «Идиллия» было собрано 769 рублей на строительство дома инвалидов для солдат.
Очередь в Общедоступный театр, 1920 г. фото М. Хаскелл, из фондов музея им. В.К. Арсеньева.
Источники
- Рыкунов Д.М. Синема, синема – от тебя мы без ума! // Новости. – 2004. – 19 ноября, С.12-13
- Рыкунов Д.М. «А я, Леля, тут в кинишку намылился…» // Владивосток. – 2017. – 19 июля, С. 16-17
- Рыкунов Д.М. Трагедия и хэппи энд: в 1897 году во Владивосток пришло большое кино / / Аргументы и Факты. 2018. – 21 февраля, С. 23
- Шолох Е. «Фильму давай!» // Конкурент. – 2006. – 7 февраля, С.29