ПроКниги: «Королевство» Ю Несбё – выход на территорию серьезной литературы

 

Проект «ПроКниги» продолжает знакомить читателей с книгами и авторами, в надежде, что рассказ о книгах будет полезным обзором, и позволит читателю выбрать наиболее подходящие из предложенных книг.

Один из современных ведущих мастеров детективного жанра — норвежский писатель Ю Несбё — обладатель престижной премии «Хрустальный ключ» в номинации «Лучший скандинавский детективный роман», Национальной премии Пер Гюнта, литературной и множества других наград, вышел из зоны комфорта и предпринял очередную попытку расширить литературное амплуа.  Известность ему принесли детективные романы об инспекторе полиции  Харри Холе, где в центре внимания харизматичный герой, мрачные декорации криминального Осло, депрессивная изнанка сегодняшней жизни, серийные убийцы и невероятный сюжет. Однако, у мастера так называемого скандинавского нуара, есть романы вне цикла о полиции Осло и легендарном Харри Холе – «Сын», «И прольется кровь», «Кровь на снегу», «Макбет», когда авторский стиль Несбе меняется в более философскую сторону, но принципы построения сюжета остаются прежними.

«Существует ли абсолютное зло? Может ли каждый из нас стать убийцей? При каких условиях вы бы могли убить? Смогли бы вы, потом жить с этим? Какие обстоятельства могут превратить вас в преступника?» — Ю Несбё рассказывал в интервью, что задает себе эти вопросы каждый раз, когда садится писать роман. Каждая новая книга для него — способ лучше понять природу зла. Когда Несбе пытаются упрекать в излишней жестокости, переносимой им на страницы книг, о насилии в литературе, он неизменно отвечает своим оппонентам  — «Литература делает это на протяжении многих веков и, конечно, должна продолжать. Насилие не исчезнет, если притвориться, что его не существует».

Действие нового романа разворачивается в маленьком и буквально забытом Богом городке Ус, где жизнь проходит у всех на виду и одновременно постепенно уходит из города в силу объективных экономических причин. В центре романа история двух братьев Опгард, и тщательно хранимых ими с детства смертельно опасных секретах. Рой и Карл, такие разные и очень похожие, чье детство и юность проходят на  маленькой ферме, которую их отец называл своим «королевством». Карл покидает родные края при первой же возможности, Роя, напротив,  вполне устраивает жизнь в Усе и он  не надеется на встречу с братом, которая состоится спустя 15 лет.  Встреча всколыхнет в  памяти брата  не только все то, о чем бы хотелось забыть, но заодно и весь городок, предложив «мутную» идею возрождения городка.   Рой всегда делал всё возможное, чтобы защитить младшего брата, но на этот раз его преданности предстоит пройти проверку, о какой он даже не подозревал. И когда в замкнутый семейный мирок попадает зло, его остается только уничтожить, от кого бы оно ни исходило. «Королевство» – это история семьи, любви и алчности, это постепенно разворачивающийся криминальный роман, который покоряет своей внутренней безмолвной силой, глубиной раскрытия характеров и шокирующими сюжетными поворотами.

У романа есть несколько отличительных черт, которые делают его непохожим на предыдущие произведения автора. Во-первых, это кажущееся отсутствие интриги, этакий «детектив наоборот». Преступление совершается на наших глазах, а затем тщательно уничтожаются улики, продумывается алиби и выстраивается возможная линия защиты, а главное —  читатель сразу получает ответ на вопрос – почему?

Во-вторых, главная тема романа – любовь – любовь к женщине, братская любовь, любовь к маленькому клочку земли.   «…здесь главной является именно любовь. Любовь и убийство, как всегда, но, думаю, что в этой книге любовь – лучший двигатель сюжета, чем ненависть». «Брат — это самый близкий тебе человек. Это человек, который знает тебя даже ближе, чем твои родители, потому что с ним ты делишься всем. В отношениях с братом ты не прячешь свои слабые и сильные стороны. Он знает, как заставить тебя злиться, как заставить тебя смеяться, всякое такое – это человек, которого ты любишь и которому противостоишь».

И наконец, роман впервые написан от первого лица, что с одной стороны создает у читателя ощущение некоторого личного присутствия, а с другой стороны – автор выступает своего рода  проводником чужих чувств, поступков и эмоций, как бы абстрагируясь от главного героя-рассказчика. «Тем самым ты получаешь другую прозу, ты рассказываешь историю совершенно иначе. С таким рассказчиком у тебя есть голос, который в процессе повествования может переосмыслить себя, сомневаться в себе или даже может быть слегка ненадежен и тебе это сойдет с рук, ведь история рассказана от первого лица. В этом случае у тебя будет только одна точка зрения, так что кое в чем ты будешь ограничен, но ты также получишь возможность глубже проникнуть в мысли и эмоции персонажа».

Действие романа развивается с разной скоростью: то набирая обороты, когда стремительно и порой даже неожиданно совершаются преступления, то события замедляются и тянутся подобно северной зиме. И все это на фоне серого туманного пейзажа, одиноко стоящих домов и неприветливых заснеженных гор.

Роман «Королевство» можно отнести к  произведению, на которое поклонникам автора стоит обратить внимание, чтобы оценить творческий замысел Несбе в написании «детектива наоборот» и  серьезного психологического романа с полным набором пороков – инцест, детская травма, жестокость. Насколько удалась эта попытка  – решать читателю. Возможно, любители динамичного скандинавского детектива и будут слегка разочарованы, но не смогут не отметить таланта Несбе в создании глубокого психологического романа, который впрочем, не потерял признаков захватывающего детектива.

Анна Трунова, заведующая библиотекой № 6 им. Н.Н. Муравьева-Амурского

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика