Об истории керамического искусства Китая рассказали в библиотеке на Эгершельде

 

31 мая в библиотеке № 10 (ул. Верхнепортовая, 76) состоялась лекция-беседа «Многоликая керамика» из цикла просветительских мероприятий «НеобыЧАЙные истории».

На встрече за чашечкой гармонизирующего чая «Белый пион», чайный мастер Наталья Такамацу рассказала: об истории керамического искусства Китая; о способах украшения керамических изделий и разнице между керамикой разных эпох, начиная от первой протокерамики неолита и заканчивая фарфором XIX века; об особенностях китайской чайной керамики, и о том, как она менялась с изменением чайной культуры.

Слушатели узнали о древних печах для обжига: Маньтоу-яо («Пампушка») и Лун-яо («Драконья Печь»).

На мультимедийной доске участников встречи познакомили со свитками и фресками эпохи Тан и Мин с изображением сцен чаепития того времени, а также с важной работой в истории чая в Китае – первым письменным трактатом «Ча Цзин» («Чайный Канон«) китайского поэта и писателя Лю Юя, в котором он описал не только районы выращивания чая, технологии его изготовления и способы заваривания, но и утварь для его приготовления:

«И в заваривании чая есть свои сезоны:

Подготовь все предметы – их будет двадцать четыре».

Особенно гости были восхищены керамикой золотой эпохи Сун (960–1279 гг.), известной пятью знаменитыми стилями обжига (Печей): Гуань Яо, Цзюнь Яо, Жу Яо, Дин Яо, Лунцюань (Гэ Яо, Ди Яо), с плавными монохромными глазурями и глубиной цвета, знаменитой своими зеленоватыми и голубыми селадоновыми изделиями Цин Цы (青瓷).

Одним из примеров такой керамики является фарфор Жу Яо, который на протяжении короткого периода производился около 1100 года специально для императора Хуэй-цзуна и был именной, клеймо принадлежности посуды ставилось на дно пиал и иных сосудов. Изделия, которые не подошли высшему двору, раздавались придворным. До нашего времени уцелело порядка 80 предметов этой керамики: тонкостенный фарфор мягких форм благородных небесно-голубых и бирюзовых оттенков с тонкой сеткой кракле, проявляющейся со временем, и шелковистым внутренним сиянием: «Голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды.»

В заключении встречи мастер поделилась советами по подбору и коллекционированию чайной утвари.

Гости смогли не только увидеть, но и прикоснуться к коллекционным чайным чашам из селадона, молочного фарфора из Дэхуа и расписным чашам из Цзиндэчжэня; погладить чайную фигурку дракона из исинской глины, что важно для понимания особенностей керамики.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять