21 октября исполнилось 126 лет высшему образованию на Дальнем Востоке, и в честь этого события библиотека № 21 (ул. Нейбута, 45) в рамках проекта «Дорога в Россию» посетила Центр русского языка и культуры, где провела лектории, посвящённые истории Восточного института — первого образовательного учреждения высшего образования на Дальнем Востоке. Аудиторией лекториев стали слушатели курсового обучения из Китая, Республики Корея и Японии, в частности, филиала Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) города Хакодате.
В конце 19 века Дальний Восток начал стремительно развиваться. В связи с этим, а также строительством Транссибирской магистрали и ростом торговли с Азией, к концу XIX века возникла острая необходимость в специалистах, владеющих языками, культурой и историей Японии, Китая, Кореи и Монголии.
Чтобы восполнить нехватку специалистов на Дальнем Востоке, привлекались выпускники Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. Однако их подготовка, основанная на академическом подходе, не совсем подходила для работы на Дальнем Востоке, которая требовала прикладных методов. К тому же, жизнь во Владивостоке тех лет не привлекала студентов, так как она была сопряжена с серьёзными неудобствами из-за сурового климата, слабой инфраструктуры, а также удаленности от культурных центров.
Именно поэтому возникла необходимость в создании учреждения, занимающегося подготовкой необходимых кадров на месте. И таким образом, при поддержке императора Николая II, 21 октября 1899 года был открыт Восточный институт.
В рамках образовательной деятельности активно привлекались носители языка для разработки учебных пособий, ориентированных на реальные потребности региона. Новые учебные материалы принципиально отличались от академических изданий, подготовленных в центральных учреждениях. Они включали диалоги, отражающие актуальные темы, словари, а также разъясняли культурные нюансы, такие как принятые жесты, формы вежливости и табу. Особое внимание уделялось современным обычаям и действующим законам соседних государств. Студенты носили особую форму университета и по окончанию получали знак окончания Восточного института.
Слушатели проявили особенный интерес к некоторым моментам лектория: как именно проходило обучение с участием носителей языка, какие практические навыки приобретались студентами и каким образом учитывались культурные особенности соседних государств. Аудитория даже выразила желание посетить фонд библиотеки ДВФУ, чтобы ознакомиться с изданиями тех лет, а также Музей ДВФУ, чтобы увидеть вживую форму Восточного института и другие исторические экспонаты.

