Театры Дальнего Востока: путешествие в историю

Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России – прекрасный повод обратиться к истокам народа через культуру, искусство, народное творчество.

Читатели старшего поколения библиотеки им. И.У. Басаргина – активные участники тематических встреч в библиотеке, среди которых наиболее популярными стали творческие встречи: музыкальные, театральные, художественные. Многие из них посвящены творческому краеведению.

В библиотеке можно познакомится с книгами и статьями, посвященными дальневосточным театрам, такие как, «Краснофлотский театр на Дальнем Востоке СССР в 30–40-е гг. ХХ в.», «Политико-просветительская работа театра Дальневосточного Военного Округа в 1930-е гг.» и другие. Здесь также собрана коллекция фотографий и программок спектаклей Приморских театров, книги Галины Островской «На Сцене и за кулисами», «Пушкинский театр», альбомы Приморского театра им. Горького. А также фотографии и репродукции со спектаклей «Борис Годунов», «Юлий цезарь», «Страсти по Журдену», «Восемь любящих женщин», «С вечера до полудня», поставленных на различных театральных площадках Дальнего Востока России.

Популярным среди читателей стали встречи в рамках арт-салона «Гостиный двор», который предлагает окунуться в историю театров Дальнего Востока… Театр – это особый и прекрасный мир, в котором все необычно. Это всегда действующее, живое, а не застывшее во времени искусство. Театр нельзя не любить — он позволяет окунуться в мир прекрасного, являясь отражением нашей жизни, по сути – самой жизнью.

 

Кукольные театры и театры юного зрителя

Истоки кукольного театра уходят глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени, обитал в укромных пещерах, и каждое первобытное племя имело свой тотем.

И на Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества.

Появление первых театральных кукол обязано древнегреческим традициям устраивать домашние спектакли. Члены семьи шили кукол, наряды для них, создавали декорации, а затем организовывали представления

На Дальнем Востоке Приморский краевой театр кукол старейший кукольный театр Дальнего Востока. Он основан в 1939 году. Первый режиссер — А.А. Присяжнюк (впоследствии известный актёр и режиссер, народный артист СССР). Когда-то театр открылся спектаклем «Гусенок» по пьесе Н. Гернет и многие годы театр базировался в городском Доме пионеров.

В разные годы театр возглавляли режиссеры А. Романов, И. Лиозин, И. Спектор, Н. Кострюков, Т. Мазин.

В 1989 году театр получил стационарное помещение, в котором находится в настоящее время. Это историческое здание кинотеатра «Арс», построенное в 1924 году.

В 1992 году театр возглавил В.В. Бусаренко. Театр гастролировал в краях и областях Дальнего Востока, Сибири, Европейской части России, Польше, Японии, Южной Корее. Участвовал во Всероссийских фестивалях театров кукол в Томске и Абакане, международных фестивалях в Японии и Южной Корее.

Много поколений жителей Владивостока и края выросло на спектаклях этого театра– добрых, волшебных, забавных, поучительных. И сегодня театр продолжает радовать зрителей, в том числе и современными сказками, написанными дальневосточными авторами.

Стоит так же отметить работу независимых театров, таких как театр «Перекрёсток». В 2018 году, объявленном годом японской культуры, в Приморском краевом театре кукол состоялась премьера кукольного спектакля «Журавлиные перья», в котором использовались музыкальные треки аудиоспектакля Сергея Рыбалки, руководителя театра «Перекрёсток».

Ольга Белоглазкина, музыкант «Перекрёстка», вспоминает: «На премьере я сидела в зале среди детворы и прятала слёзы, растроганная красотой музыки, кукол и светлой грустью. Вообще это не только и не столько детская сказка, это ведь история о любви и мудрости».

Хочется сказать, что специфическая самобытность искусства театра кукол образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единого союза всех элементов этого удивительного представления.

 

Народные театры Приморья

На рубеже XIX—XX вв. Владивосток превратился в крупнейший населённый пункт Приамурского генерал-губернаторства, центр российских и зарубежных миграций.

Возросло и значение театрального искусства в духовной жизни общества, его роль. Ведь именно через театр общество судит о собственной жизни, осознаёт свои интересы, конфликты и социальные проблемы.

Как и в других российских городах, театральная жизнь во Владивостоке начиналась силами энтузиастов, и долгое время ограничивалась любительскими спектаклями.

Первой сценической площадкой стал Морской клуб, а нижние чины Сибирского флотского экипажа ставили спектакли в своей столовой, описала в одной из своих статей, доктор исторических наук Людмила Ивановна Галлямова.

Первые драматические и музыкальный кружки возникают в 1870­е гг. не только в самом городе, но и на о. Русском.

А когда в 1885 г. купец И.И. Галецкий построил во Владивостоке первый на Дальнем Востоке специализированный театральный зал, в нём на протяжении двух лет регулярно показывали спектакли члены «Кружка любителей драматического искусства», возникшего в 1885 г. во Владивостоке.

И хотя исполнительский уровень был невысок, владивостокская публика воспринимала эти представления довольно доброжелательно.

Обращаясь к более близкому времени, можно вспомнить самодеятельные театры и постановки в клубе Ильича, во Дворце культуры моряков, в Пушкинском театре. Но разные годы, разные вехи, разные события фактически свели деятельность самодеятельных театров на нет.

Сегодня существует проект «Народный театр», который своими задачами, планами и возможностями отлично вписывается в такие масштабные проекты, как федеральный национальный «Культура» и региональный «Творческие люди».

Проект «Народный театр» успешно развивается в Артеме, Арсеньеве и Дальнегорске. Инициатором его претворения в жизнь стал Приморский академический театр им. Горького.

Народный театр Артема стал «первенцем» проекта, в мае прошел премьерный показ спектакля «Старым казачьим способом».

Главное, что все эти творческие проекты выступают для их участников импульсом и трамплином для творческого роста, дают возможность продемонстрировать свои способности и освоить основные принципы театрального искусства.

 

Первые драматические коллективы на Дальнем Востоке

120-лет со дня рождения Колофидина Никифора Григорьевича, народного артиста РСФСР, артиста Центрального академического театра Советской Армии, с 1937 по 1952 гг. работавшего в Приморском драматическом театре им. А.М. Горького

В начале 30-х годов театр становится одним из сильнейших инструментов политической агитации, значительным и ярким явлением в культурной жизни дальневосточников.

В апреле 1932 г. по распоряжению начальника политуправления Морских сил Дальнего Востока А.А. Булыжкина первые артисты будущего Краснофлотского театра прибыли во Владивосток на базу Дома Красной Армии и Флота, который обслуживал личный состав Морских сил Дальнего Востока еще с апреля 1926 г.

Это были матросы, старшины и офицеры, имевшие театральное образование, а также наиболее талантливые участники художественной самодеятельности. Политуправление настаивало на формировании труппы исключительно из опытных актеров, а руководство Дома КАФ предлагало развивать театр на базе самодеятельности.

В сентябре 1932 г. начальником театра назначен старший политрук И.М. Старков, а художественным руководителем – режиссер Центрального Дома Красной Армии А.И. Лавров, командированные во Владивосток для организации Краснофлотского театра. Они предложили организовать коллектив в составе 20 человек на базе молодых профессиональных актеров, не имеющих театрального опыта.

В труппу также вошли и несколько актеров, имеющих достаточно богатый опыт работы в театрах. Так из актеров разных школ и направлений сформировался новый коллектив. Артист Малашенков вспоминает: «Первой нашей работой была “Флот в песнях” Вс. Вишневского в постановке режиссера ЦДКА товарища Лаврова. Спектакль шел везде с большим успехом, и с ним мы выехали в Западную и Восточную Сибирь. Затем в отдельные гарнизоны северного побережья. Выступать пришлось в казармах, на строительных участках, приходилось работать на морозе, на сильном северном ветру».

В 1934 г. в Никольск-Уссурийске группа энтузиастов из военнослужащих, участников художественной самодеятельности организовала театральную студию при ДОСА. Шестнадцать студийцев впоследствии стали профессиональными актерами военного театра.

Студию возглавил Фирс Ефимович Шишигин, проходивший в это время в городе военную службу. 1 июля 1937 года студию официально преобразовали в театр Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. К этому времени в штат театра были введены должности актеров из числа военнослужащих. Театр пополнился выпускниками московских и ленинградских театральных ВУЗов. Организовался коллектив в количестве 26 человек.

Учреждение театров явилось своевременной мерой, поднявшей на новый уровень социально-культурную сферу жизни Дальневосточного региона.

С его помощью руководство страны оказывало влияние, формировало общественное мнение в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства. В 30-е гг. ХХ в. театр прошел длительный и сложный путь исторического становления и развития, в процессе которого происходило его жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи. А сегодня исторические данные позволяют оценить огромный вклад театра в развитии общества и вооруженных сил Дальнего Востока России.

Подробнее о первых драматических коллективах на Дальнем Востоке можно посмотреть в презентации:

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять