Культура драгоценных камней в разные исторические эпохи

История ювелирных украшений

Преобразить любой наряд, поднять женщине настроение и сделать её просто неотразимой, добавив нотку блеска, подчеркнув индивидуальность, конечно же, могут сделать лучшие друзья женщин — бриллианты! Как говорила Коко Шанель: «У вас не будет второго шанса, чтоб произвести первое впечатление».

31 января- День ювелира. Мы предлагаем вашему вниманию блестящую историю появления и совершенствования ювелирных украшений. Расскажем, какие диковинные изделия и знаменитые камни прославили ювелирное искусство, какие украшения носили модницы и модники в разные исторические эпохи и кто же штамповал «бриллианты»?  Мы постараемся ответить на эти занимательные вопросы.

Когда появились первые украшения

При проведении раскопок стало известно, украшения берут своё начало с самых ранних эпох в развитии человечества.

История украшений началась с найденного в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры. Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. В те времена предназначение аксессуара было таким — сообщать ценную информацию о владельце, о его положении в обществе (социальный статус). Первые люди понимали, что украшения могут выделять из толпы. Предшественники неандертальцев, кроманьонцы, жившие в Европе, делали свои украшения из камней, костей, клыков и сухожилий животных. Это были довольно примитивные браслеты и бусы, застежки для одежды из кости. Могущественной силой, по мнению первобытных людей, обладали и животные, на которых они охотились. Поэтому украшения, сделанные из рогов или зубов животных, тоже должны были приносить счастье. Самым удачливым считался охотник, который носил на шее целую связку из тигровых зубов.

В эпоху неолита (ок. VIII — III тысячелетия до н. э.) человек начинает систематическую добычу необходимого для жизни камня. Из яшмы, горного хрусталя, агата, обсидиана и кремня изготавливают орудия и орудия труда (ножи, топоры, кирки, скребки, наконечники для стрел). Камень играл еще одну важную роль — он был предметом религиозного поклонения. Для защиты от непогоды, голода и болезней люди призывали на помощь сверхъестественные силы, а в качестве амулетов, предохраняющих от зла, использовали красивые камни или кристаллы определенной формы и цвета. Позже из цветных камней человек научился вытачивать идолов и фигурки богов. Культовая роль камня сохранилась до наших дней. Во многих странах по существующим традициям связывают драгоценные камни определенных наименований со знаками Зодиака, множество дорогих камней применяется для украшения церковной утвари — икон, книг, ритуальных предметов.

Постепенно у первобытного человека стало развиваться чувство красоты. На неолитических стоянках рядом с каменными орудиями находят украшения из цветной гальки, кристаллов различных минералов и раковин. А. Е. Ферсман (знаменитый минералог) писал: «Яркие краски речной гальки, прозрачность горного хрусталя, красота самоцвета не могли не привлечь внимания человека. Появился новый стимул для изучения камней, и человек начинает предпринимать далекие странствования в поисках их».

Считается, что первыми украшения на себя надели египтянки. Из мягких пород камня мастера вырезали амулеты, обереги в виде сердца и глаз, бусы. Потом эти изделия стали делать не из простых, а из настоящих драгоценных камней. Как выглядели женщины в таких украшениях, мы можем увидеть сегодня в музее изобразительных искусств Каира. Здесь хранится статуэтка, которую обнаружили в древнеегипетском захоронении (2700 — 2500 лет до н.э.) Молодая женщина по имени Нофрет была женой египетского принца Рахотепа. На её груди — ожерелье из разноцветных камней: изумрудов, сапфиров, рубинов. В гробнице египетского фараона Тутанхамона обнаружено множество предметов, украшенных бирюзой и лазуритом. Священный жук- скарабей на нагрудной подвеске фараона вырезан из полудрагоценного зеленого камня.

При раскопках гробницы царя шумеров Мескаламдуга, жившего в 2500 г. до н. э., были найдены бусы и подвесок из лазурита, а в усыпальнице царицы Древнего Шумера Шубад — гребни, украшенные каменными цветами из лазурита. При раскопках захоронений в Южном Междуречье (середина III тысячелетия до н. э.) обнаружены бронзовые изваяния женской головы и головы быка с глазами из цветных камней. Заметим, что украшения были тяжёлыми. К примеру, жена римского императора Калигулы надевала на себя столько драгоценных украшений, что их вес составлял несколько килограммов. Украшения, выполненные из драгоценных камней и благородных металлов, подчёркивали статус и происхождение владельца. Кстати, драгоценности носил тогда не только слабый, но и сильный пол. Тот же Калигула украшал самоцветами свою одежду и обувь, носил серьги.

В греческом же ювелирном искусстве большую роль играл культурный символизм, поэтому драгоценности этого периода олицетворяют собою мифологические, героические и религиозные сцены из жизни этноса; распространена была скульптура в миниатюре.

Рим был процветающим центром для раннего развивающегося ювелирного мастерства, слаженной была ювелирная торговля, равной которой не было до периода Ренессанса в Европе. Ювелирные изделия стали очень распространены, их носили даже представители низкого ранга, в Греции и Риме носить ювелирные украшения стало всеобщей традицией. Золото стали использовать в декорировании мебели и предметах домашнего обихода.

Средневековые ювелирные украшения

С принятием христианства ювелирные украшения представляли собой, прежде всего изделия, символизирующие христианскую веру. Именно в этот период монастыри поставляли ювелирные «товары» на рынок и занимались подбором ювелирных мастеров. Растущий спрос на эти украшения, привёл к появлению подделок, но с образованием первой гильдии, в практику вошёл контроль качества ювелирных украшений. Именно с формированием первой гильдии ювелирных мастеров, история развития ювелирного искусства и драгоценных украшений получила серьёзную платформу, способствующую новому его развитию.

Ювелирные украшения периода Ренессанса

В этот период украшения стали использовать и создавать исключительно для целей улучшения личного представления красоты. Так многие известные личности того времени пробовали себя в ювелирном творчестве. Леонардо да Винчи, начиная свою карьеру, работал с известными ювелирами того времени. Известно даже, что он сделал ювелирные украшения для некоторых известных людей, которые поддерживали его художественно-изобретательные начинания. А Боттичелли получил своё раннее художественное образование в магазине ювелира.

Всё искусство в период Ренессанса достигло нового уровня. Акцент делают на красоту ювелирных камней, которыми декорировали ювелирные украшения, картины и др. произведения искусства. Стали больше обращать внимание на цвет драгоценных камней, их блеск и сияние, всё меньше придерживаясь убеждений об их мистической функции. Впервые в истории начали использовать бриллиант. Это повлекло за собой поиск методов и подходов к его обработке.

Шли времена, сменялись эпохи, и человечество продолжало совершенствоваться в создании произведений ювелирного искусства. Ювелирные творения цветочные, орнаментные формы, растёт интерес к живописным эффектам. Стиль барокко диктует ювелирам помпезность украшений (до середины XVIII века), пока мир не «покорили» изящные, тонкие, оригинально оформленные украшения в стиле рококо.

В моду входят броши и эгретки в виде букетов, каскадов, огромную популярность приобретают бриллианты, в связи с чем, появляется классическая бриллиантовая огранка.

Всё это конечно прекрасно, но только одно обстоятельство расстраивало ювелиров: плодами их труда могли воспользоваться только состоятельные люди. А что было делать остальным? Не секрет,- любой женщине хочется быть неотразимой… Выход нашёлся. Стеклянные имитации драгоценных камней были известны ещё в древности. В XVIII веке об этом и вспомнили. В Европе появились новые украшения, которые назвали бижутерией. Слово это французское и в дословном переводе означает «торговля ювелирными изделиями». А слово bijou означает «сокровище». Ювелиры поставили перед собой задачу – заменить дорогие металлы и камни дешёвыми суррогатами, но при этом сохранить блеск и роскошный вид изделия. И начались эксперименты: какую огранку нужно сделать, чтоб превратить зелёное бутылочное стекло в «изумруд», а обыкновенное белое – в «бриллиант»? Итальянские и чешские стеклодувы соревновались друг с другом в изготовлений изделий из стекла. Прославились искусные мастера с острова Мурано (Венеция). И сегодня славится работа венецианских мастеров-стеклодувов.

Но победил эльзасский стекловар и ювелир Жорж Фредерик Страсс (Штрасс). Именно благодаря этой фамилии и пошло слово «стразы». Так стали называть блестящие украшения, похожие на бриллианты, сапфиры, изумруды. Страсс первым изготовил свинцовый хрусталь, а потом придал ему бриллиантовую огранку.

Сделанные таким образом «драгоценные камни» он выдавал за настоящие. Подделки блестели, как бриллианты, — некоторые покупатели думали, что они покупают за небольшую цену истинные драгоценности. Стразы тут же вошли в моду- ими украшали пряжки башмаков, делали пуговицы на камзолах и жилетах. Страсс штамповал не только «бриллианты», но и «изумруды», «топазы», «аметисты». Хитрый мастер стерёг свой секрет- изобретённая им технология долго не выходила за стены его мастерской. И лишь когда опытные ювелиры вынесли свой вердикт- подделка! – Страсса назвали мистификатором и авантюристом, а его «камни» — стразами. Сегодня же, бижутерию носят все модницы — и богатые, и бедные, молодые и люди в возрасте.

Драгоценности на Руси

На Руси культура драгоценных камней существовала всегда. Замечательные памятники «византийского стиля представляет искусство Древней Руси. Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой (тиснением), чеканкой. Конечно, камни были дорогие, и позволить себе их могли только царские и княжеские семьи. Самоцветами украшали одеяния монархов и князей, ризы церковнослужителей и иконы. Сначала самоцветы закупались в Византии и арабских странах, а также попадали к нам из Индии и Европы.

Драгоценности Древней Руси IV-XVII вв.

Иван Грозный обожал самоцветы, он крайне трепетно относился к драгоценным камням, верил в их магические и целебные свойства. К пятидесяти трем годам государя измучила продолжительная болезнь, всяческие средства были испробованы. И лекари лишь разводили руками. Не раз, по приказу самодержца, свита относила больного царя в сокровищницу, в надежде, что магия каменьев дарует больному облегчение и вернёт здоровье и жизнь. Иван Грозный перебирал излюбленные экземпляры и, насколько позволяли ему силы, вслух объяснял значение каждого камешка.

При Петре I началось освоение Урала. В 1720 году находят топаз, аквамарин, мрамор и яшму. Оправу же из драгоценных металов, без которой не может обойтись ювелирное украшение выполняли в те времена соседи уральцев-татарские мастера. Предки нынешних татар-волжские булгары активно торговали с русскими княжествами. Одновременно шёл обмен идеями и опытом в обработке ювелирных металлов и камней. Это отразилось, например, на древних русских монетах. Арабской вязью на татарском языке на них выбито: «Ибан акчасы будыр» («Это деньги Ивана» — имеется ввиду русский царь).

Именно Пётр I издал указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Таким образом, Пётр I заложил основу Алмазного фонда России, который сейчас представлен в музее Московского Кремля (в здании Оружейной Палаты). Алмазный фонд – это собрание уникальных самородков драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение. Большую ценность представляют короны императорских особ. Начиная с 1872 года и до падения империи, все российские императоры короновались знаменитой Большой Императорской короной Российской Империи.

Екатерина Великая пригласила на Урал европейских специалистов, она очень хорошо разбиралась в камнях и все украшения были высшего качества. Во дворце на службе у императрицы были придворные ювелиры. Эти мастера изготавливали по две короны: Большая императорская корона (для коронации) и Малая императорская корона Российской империи (для иных церемоний)

Что касается некоронованных особ, то в отличие от помпезной Европы, где в одежде и причёсках дам и кавалеров наблюдалась небывалая роскошь, на Руси в наших снежных краях такая роскошь, которая иногда доходила до абсурда, не прижилась. В цене были меха; у женщин популярностью пользовались браслеты — их называли «зарукавья» и «обруча». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Также модными были ожерелья из мелкого речного жемчуга, гранатов- их называли «монисто». Даже застёжка таких украшений, была произведением искусства – её расписывали нежными эмалями.

Женщины носили традиционные головные уборы, в виде кокошника, коруны, красотины (разновидность венца) с шитьём из жемчуга.

В современное время у каждой представительницы прекрасного пола есть бижутерия на «каждый день» и заветная шкатулочка с настоящими драгоценностями. Напомним, что в XIX веке этикет предписывал дамам и молодым дворянкам носить блестящие украшения только вечером- на балы или в театр. И никаких фальшивых камней, только настоящие!

История показывает, что интерес к драгоценным камням был везде и всегда, а создание ювелирных украшений является одним из древнейших человеческих ремёсел. С течением времени, совершенствуется техника добычи, обработки и огранки камней, появляются новые формы и сюжеты ювелирных украшений, но сущность ювелирного искусства остаётся неизменной. Благодаря таланту, фантазии и профессионализму мастера-ювелира происходит превращение самых дорогих материалов в ещё более дорогие и прекрасные, настоящие произведения искусства, которые радуют глаз и делают нас, женщин неотразимыми.

С Днём ювелира, милые дамы!

Наши коллеги из Якутии порекомендовали к просмотру видеосюжет Алмазы Якутии https://www.youtube.com/watch?v=59WR1g4-Hvs

И предлагаем вашему вниманию посмотреть завораживающую красоту шедевров из Алмазного фонда, познакомиться с историей создания этого музея. Москва, Кремль «Алмазный фонд» бесценное сокровище России. Наша История, фильм — YouTubehttps://www.youtube.com/watch?v=fpQyQbxg8ls

Материал подготовила Станская А.Н,

сотрудник библиотеки № 4

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять