Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

Литературная астрономия: Необычная трилогия Генри Миллера

Предлагаем очередную информацию о книгах в рамках программы «Литературная астрономия».

   

 

Американский писатель Генри Миллер наиболее известен своей автобиографической трилогией, которая включает в себя три книги: «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Чёрная весна».

Когда его спросили, почему он назвал первую книгу именно так, он ответил: «Для меня [тропик] Рака символизирует болезнь цивилизации; конечную точку на неверном пути и необходимость радикальных перемен». Тропиком Рака называют самую северную широту, на которой солнце может в полдень подняться в зенит. Генри Миллер выбрал хорошее название для своей самой известной работы.

Его зачастую воспринимают как этакого литературного хулигана, который шокирует публику обилием непристойностей и сексуальных сцен. Нередко можно услышать, что главное достоинство его книг – это вызов общепринятой морали, и вся ценность его произведений – в эпатаже и провокации. Но, на самом деле, эта позиция несправедлива ни по отношению к автору, ни к его произведениям.

Первая книга трилогии — «Тропик Рака» — была творческим феноменом 30-х годов, освободившим литературу от жёсткой художественной формы. Это исповедь, существующая между художественным вымыслом и репортажем. С темой, которую хотел раскрыть Генри Миллер, можно было работать только в такой форме. Ему нужна была подлинность, которую можно найти только в личных дневниках.

Автор создаёт картину общества, в котором человеческое конфликтует с цивилизацией. Эта позиция характерна для гуманистов XX века, но, в отличие от многих других мыслителей своего времени, противопоставлявших христианскую мораль безразличному индустриальному механизму, для Миллера индустриальный мир – этап существования самой христианской цивилизации. Созидательным разум в основе цивилизации по своей природе деструктивен, так как строится на принципе насилия над жизнью. Соответственно, цивилизация, создавая себя, одновременно себя же и уничтожает. Миллеру близка идея Освальда Шпенглера (автора книги «Закат Европы») об отчуждении человеческого от цивилизации, воплощенная в образе Города как собирательного символа. В «Тропике Рака» Город – это Париж, а в «Тропике Козерога» — Нью-Йорк. Обитатель города страдает от тех же недугов, что и Город. Едва появившись на свет, он испытывает на себе власть цивилизации, ему приходится встраиваться в уже готовую, придуманную другими социальную систему. Существование человека, таким образом, обретает ту же направленность, что и развитие индустриального общества, и подчиняется принципу производительности. Коллективное «я» вытесняет в его сознании «я» подлинное.

Любопытно, но, несмотря на то, что Генри Миллер был антидекадентом, он, тем не менее, намеренно описывает Париж образами Шарля Бодлера. Как и у Бодлера, Париж Миллера это город всех городов, это развратное и умирающее женское начало, но пронизанное удивительной энергией — лихорадкой жизни. Город — это место демонических переживаний и животных страстей, где тёмное прошлое живёт в настоящем. Герой Миллера погружается в сладкие мечты о безумцах и преступниках средневекового Парижа. Город пугает его и в то же время манит.

В контексте этого безумного Города живут и персонажи Генри Миллера, которые пытаются, но не находят смелость для самостоятельного существования. Это люди, которые не просто не могут достигнуть свободы как идеала, но они лишены даже самой возможности узнать, что такое свобода. Сам Миллер (как персонаж) предстаёт перед нами личностью уже с первых страниц. Он смог отделить свою индивидуальность от коллективного разума и теперь ведёт репортаж о людях в Городе.

В «Тропике Рака» читатель неоднократно сталкивается с отсылками к роману «Голод» норвежского писателя Кнута Гамсуна, творчеством которого Миллер всегда восхищался. Подобно гамсуновскому герою, повествователь «Тропика Рака», столь же нищий, бездомный и одинокий, мучается чувством голода. Все его мысли занимает еда. Однако здесь есть принципиальная разница. Персонаж Гамсуна всегда стыдится своего естественного желания поесть и испытывает чувство вины. Он даже скрывает от всех свое бедственное положение. В определенном смысле «Тропик Рака» — ответ Гамсуну. Миллер-персонаж начисто лишен вины и сомнений гамсуновского героя, желание поесть для него не только не греховно, но священно.

Подлинная истина, в понимании Миллера, не заимствуется, а рождается мыслящим телом и достигается путем индивидуальных усилий. Однако, будучи разделенной кем-то другим, кроме ее носителя, она превращается в пустой стереотип. Став всеобщей, истина используется культурой и властью как возможный рычаг репрессивного воздействия на человека.

Книги Генри Миллера принадлежат своему времени, и современному читателю не всегда удастся понять глубинный конфликт человека и цивилизации так, как он был понятен людям тех лет. Поэтому бывает сложно разглядеть в книгах Генри Миллера нечто большее, нежели вызов литературной норме и общепринятой морали. И всегда удобно назвать эти произведения провокационным пафосом. Но необычная трилогия Генри Миллера достойна того, чтобы прочитать её внимательно и сделать свой собственный вывод.

В библиотеках нашей системы вы можете найти, помимо книг Генри Миллера, также несколько других упомянутых произведений, который помогут вам погрузиться в дух того времени:

  • «Закат Европы» Освальда Шпенглера
  • «Цветы Зла» Шарля Бодлера
  • «Голод» Кнута Гамсуна

Чуб В.В., заведующий библиотекой «БУК»

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика Click to listen highlighted text!