В библиотеке № 10 с 20 июня демонстрируется выставка мистических и фантастических произведений русских классиков. Многие русские классики пробовали себя в жанре фантастического романтизма, мистические мотивы встречаются в произведениях Пушкина, Куприна, Тургенева. У людей того времени, которые хоть и были глубоко верующими, суеверия были настолько сильны в сознании, что даже церковь не могла их искоренить.
Неудивительно, что в классической литературе сверхъестественное не только вплетается в сюжет, но и нередко само становится сюжетом.
Герои книг русских писателей гадают на картах и кофейной гуще, читают сонник, верят в приметы, вызывают духов и сталкиваются лицом к лицу с нечистой силой.
Первым российским произведением в стиле фантастического романтизма принято считать «Лафертовскую маковницу» Антония Погорельского. Один из его героев — черный кот, который превратился в титулярного советника Аристарха Мурлыкина. Высоко оценил произведение Александр Пушкин. Он писал: «…что за прелесть бабушкин кот! я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».
Сам А.С. Пушкин тоже был далеко не чужд мистическим мотивам. Его «Пиковая дама» наполнена мистической многоплановостью, которую запросто считывали современники поэта, но не всегда видят современные читатели. Мистические мотивы явственно видны и в повести «Гробовщик».
Александр Александрович Бестужев-Марлинский, современник Пушкина, был известным беллетристом. Как писал Иван Тургенев в 1869 году: «Пушкин был еще жив, но правду говоря, не на Пушкине сосредотачивалось внимание тогдашней публики. Марлинский все еще слыл любимейшим писателем». Перу Марлинского принадлежит рассказ «Страшное гадание», где автор мастерски вплел элементы русского фольклора.
У Ивана Тургенева в августе 1850 года появилась идея рассказа «Бежин луг». Вскоре писатель опубликовал произведение в журнале «Современник». В 1852 году «Бежин луг» вошел в сборник «Записки охотника». По сюжету главный герой рассказа встречает крестьянских ребят. У костра они рассказывают о встречах местных жителей с «нечистой силой». В историях реальные происшествия переплетаются с крестьянским фольклором и поверьями о домовых и леших, водяных и «заблудших душах».
Еще один яркий представитель «фантастического романтизма» — Орест Михайлович Совмов. С 1827 г. года в его творчестве явственно обозначилось несколько тематических линий. Самая обширная и важная в литературном отношении группа его произведений — «малороссийские были и небылицы», которые печатались за подписью «Порфирий Байский» («Юродивый», 1827; «Русалка», 1829; «Сказки о кладах», 1830; «Купaлов вечер», 1831; «Киевские ведьмы», 1833 и др.). Именно Орест Сомов был тем, кто рецензировал первые юношеские произведения Гоголя, для которого общение с Сомовым, уже выступившим в жанре «малороссийской» повести, способствовало углублению собственных фольклорно-этнографических интересов.
И, конечно, нельзя не упомянуть гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», где писатель ярко и подробно рассказывает истории о призраках и ведьмах, будто не просто верит в их существование, а наслаждается воспроизведением мифологических представлений украинского простонародья, умело переплетает христианские мотивы с языческими. По поводу создания «Вия» Гоголь говорил, что ничего не придумывал, а лишь пересказал народное придание.
На выставке представлены, кроме того, произведения таких авторов, как Евгений Баратынский («Перстень»), Владимир Одоевский («Сильфида», «Саламандра»), А.К. Толстой («Упырь», «Семья вурдалаков») и многие другие авторы.