О приморском писателе Василии Трофимовиче Кучерявенко и подвигах моряков торгового флота узнали ребята 7 «А» класса СОШ № 43 в рамках проекта «В краю синих сопок». С 1940 года В. Т. Кучерявенко ходил первым помощником капитана на судах Дальневосточного пароходства. В годы войны побывал в ряде зарубежных стран Тихого океана, в Северном Ледовитом океане, в зонах военных действии. В 1945 году участвовал в освобождении Кореи. Мужественным морякам советского торгового флота посвятил писатель неоднократно переиздававшиеся документальные повести «Перекоп ушел на юг», «Люди идут по льду» и «Пламя над океаном». Эти повести воскрешают героические и трагические эпизоды Великой Отечественной войны, подвиги экипажей мирных торговых судов.
Дальневосточный торговый флот СССР в годы Великой Отечественной войны выполнял сложную и ответственную задачу по доставке в Советский Союз важных стратегических грузов, получаемых от союзников по «Ленд-лизу». Их называли «Огненными рейсами». Во время этих рейсов торговые суда подвергались нападениям кораблей, подводных лодок и самолетов противника.
«Перекоп» ушел на юг» — это быль о моряках парохода «Перекоп». В книге нет вымышленных героев, только подлинные фамилии членов экипажа. Пароход «Перекоп» в декабре 1941 года вышел из Владивостока и исчез. Долгое время о его судьбе ничего не было известно. Позже выяснилось, что в открытом море его атаковали японские бомбардировщики. Экипаж стойко держался в неравном единоборстве. И только тогда, когда прошитый и развороченный бомбами, объятый пламенем пароход начал тонуть, оставшиеся в живых члены команды покинули его, перебравшись на спасательные шлюпки. 32 моряка, многие из которых оказались ранеными, с ожогами, начали свой дрейф в открытом море. Через некоторое время им все же удалось пристать к коралловому острову. Здесь они нашли спасение и потом вернулись на Родину.
«Люди идут по льду» — о подвиге экипажа теплохода «Белоруссия», который в 1944 году шел из Петропавловска-Камчатского на выручку затертого во льдах парохода «Маныч» и был торпедирован вражеской подводной лодкой. Моряки высадились на боты. Их затёрло льдами. Несколько человек по льдам решили добраться до берега, дать знать своим. Дошли только двое — кочегары Иван Петровичев и Яков Почернин. Но попали не к своим, а к японцам, где перенесли жестокое обращение, систематические избиения и допросы в тюрьмах на острове Хоккайдо. Только в середине июля 1944 года Советское консульство помогло им вернуться на Родину. С теплохода «Белоруссия» погибло 48 моряков, из которых 15 были юнгами.
Морская быль «Пламя над океаном» (1967 год) — о спасении 440 пассажиров (среди них 30 детей) и 160 человек команды французского лайнера «Жорж Филиппар» в мае 1932 года советским танкером-бензовозом. Когда на огромном пароходе вспыхнул пожар, сухогрузные иностранные суда не пришли ему на помощь. Советский танкер-бензовоз отважился на этот неслыханный подвиг. Документальная повесть «Пламя над океаном» рассказывает об этом событии. в своё время взволновавшем весь мир как пример благородства, мужества и бесстрашия.
Памятник «Морякам торгового флота. 1941-1945 гг.» стоит у самой кромки берега бухты Золотой Рог. На площадке, выложенной бетонными плитами, на шестиметровом постаменте из серого полированного гранита, напоминающем орудийную корабельную башню, возвышается скульптурная группа. Три моряка — капитан, командующий боем, раненый и матрос с кормовым флагом, символом чести корабля, — олицетворяют героические экипажи погибших, но не сдавшихся врагу кораблей торгового флота. На отдельных бронзовых досках вычеканены силуэты 24 кораблей, навечно выбиты в бронзе имена их экипажей.
Все написанное Василием Кучерявенко рождено одним чувством — чувством любви к родному краю, форпосту нашей Родины, России на Тихом океане, чувством любви к людям высокого мужества и благородства.


