Роль семейного чтения в приобщении ребёнка к книге: беседа библиотекаря с родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

 

Библиотека № 17 планировала в апреле-мае т.г. организовать беседы «Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге» на родительских собраниях групп детских садов № 30 и № 187, а также и 1 «В» и 2 «Б» классов СОШ № 68. 

Проводим онлайн-собрание и даем материал для этих родителей, ориентируя их в данном вопросе, а также всех заинтересованных родителей в воспитании читающего ребёнка.

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих в зале наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. Поэтому на этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребёнка к золотому фонду детской книги.

К сожалению, в наш век информации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не хотят читать, у них снижается успеваемость, т.к. дети ещё в дошкольном возрасте не научились слушать и обрабатывать полученную информацию.

Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать её можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. На странице можно остановиться, вдуматься, перечитать её. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребёнок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

Таким образом, необходимо с дошкольного возраста приобщать ребёнка к книжной культуре. Воспитывать внимательного слушателя, умеющего принять нужную информацию, переработать её.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать. Ранний возраст – это благоприятное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.

Привить любовь к чтению сразу и вдруг невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и большого терпения. Квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется только в условиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослого:

  • Чтение взрослого для себя в присутствии ребёнка.
  • Чтение вместе с ним.
  • Совместные переживания, вызванные произведением.
  • Обсуждение прочитанного.

Всё это в итоге способствует началу литературного образования ребёнка-читателя.

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как это они могут сделать?

Приведу несколько советов родителям (из книги В. Уильямс «Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению»):

  1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…).
  2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
  3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и сами их получайте в качестве подарка.
  5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.
  8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
  9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).
  10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  11. В доме должна быть детская библиотечка.
  12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т.п.).
  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
  15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Стоит остановиться на подходе к чтению вслух. Во-первых, следует постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям, и считаете подходящим – русские сказки, стихи признанных писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.

Кроме этого, имеет значение – как читать вслух.

Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка интересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание. Даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее. Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть картинки, поиграть с книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и правильно.

Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, — если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивать» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок.

Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова.

Не вызывает сомнения тот факт, что семейное чтение выступает как средство духовного общения с детьми. И если в доме царят любовь и уважение к книге, то можно надеяться, что в ребёнке проснётся интерес к литературе.

Традиция семейного чтения – очень важная в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое, потому что есть телевизор, компьютер и другие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.

Доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у людей, слышащих только разговорную речь.

Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращается в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к тому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уроки, уборка игрушек, умывание и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».

Очень важно не прекращать чтение вслух, когда дети уже научились читать. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу, и он ещё долго не сможет получить удовольствии от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения. Во-вторых, и, в главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

Закончив чтение, предложите ребёнку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он представляет себе развитие действия. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.

Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудиосказки (как когда-то существовали грампластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого времени чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию рисовать «иллюстрации» к услышанной истории. Главное – выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили.

Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут родители – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать её.

И ещё один момент. Когда ребёнок болеет, ему требуется больше внимания, чем здоровому ребёнку. Более того, ему нужен позитивный настрой. Совместное чтение родителей с ребёнком забавной книжки решит эту задачу.

Чтение вслух ребёнку предполагает сидение рядом – тактильные движения важны для больного человека.

Хорошая книга:

  • Приносит дополнительное удовольствие.
  • Мобилизует духовные силы ребёнка.
  • Благотворно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
  • Успокаивает и отвлекает от болезни.
  • Дарит здоровье душе.

Для того, чтобы приучить ребёнка к чтению, нужно подобрать такие книги, которые на 15 – 20 минут вечером создадут для ребёнка и уставшего от дневных забот родителя общий мир, в котором главными героями будут ребёнок, мама, хоть ненадолго вернувшаяся в детство, и книга. Дети должны видеть, что книга заинтересовывает их родителей. Только это сможет сформировать к ним правильное отношение будущего читателя.

Основной груз ложится на родителей, которые в своём плотном графике всё же должны найти время для семейного чтения. Библиотекари и педагоги могут лишь быть их помощниками.

Что читать самому, каждый родитель решает сам, но нужно помнить главное правило – читать ребёнку нужно только то, что нравится самому взрослому. Ведь заставить читать нельзя, можно только «заразить» своей любовью к чтению.

 

Борисенко С.Ф., главный библиотекарь библиотеки № 17 МБУК «ВЦБС»

 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика