Проект «ПроКниги» предлагает очередной обзор книг, ставших ярким событием для любителей детективов.
«Детективный рассказ, так же уголовный рассказ (от лат. detectio «раскрытие», англ. detect «открывать, обнаруживать»; detective «сыщик») — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости».
Такое определение детектива дает нам свободная энциклопедия, однако, все любители этого жанра знают, что настоящий детектив – это несоизмеримо больше, чем просто методичное расследование преступления и вынесение приговора виновным. Современный детектив, как правило, имеет ярко выраженные «национальные» особенности. Английский – отличает классический подход и превосходное чувство стиля, французский – глубокий подход к внутреннему миру персонажей, скандинавский – мрачная атмосфера и национальный колорит. Предлагаем три детектива, которые привлекают внимание своим разнообразием.
Мишель Бюсси. Безумство Мазарини
Французский писатель Мишель Бюсси хорошо известен российскому читателю как автор «романов-тайн» и изящного детектива. На страницах его романов нет картин ужасающих убийств, леденящих душу подробностей преступлений, динамичного расследования и многообразия версий. Здесь царит особая атмосфера психологического детектива. Для автора характерно мастерски обнажать перед читателем истинные мотивы героев, представлять, казалось бы, разные истории, которые в итоге, сплетаются воедино, интрига сохраняется до последних страниц, а развязка – всегда неожиданная. В некоторых рецензиях Бюсси называют «импрессионистом в сфере детектива», а его книги сравнивают с танцем – манящим, страстным и невероятно красивым.
Новый роман писателя, вышедший в издательстве «ФантомПресс» в 2021 году, на самом деле не такой уж новый. Это один из первых романов Бюсси. В предисловии автор признается, что несколько лет держал рукопись в ящике стола, не рискуя представить ее на суд публики. Впрочем, во Франции, где книга вышла в 2009 году, тираж давно распродан, и книга «Безумство Мазарини» заняла достойное место в творчестве Бюсси. А еще автор признается, что для него это «самый личный роман» и он любит его за то, что ему удалось соединить в нем легкость с леденящими кровь «страшилками».
Это роман-квест по поиску сокровищ с использованием зашифрованной карты, расследованию тайн прошлого и преступлений настоящего. Это история подростка Колена – сироты с несчастливой судьбой, немного наивного и любопытного, амбициозного журналиста и молодого дотошного стажера островного муниципалитета. Их объединяет желание разобраться с загадками прошлого: один будет искать правду о гибели своих родителей, другие — сокровище, содержание которого очень характерно для французов, и в итоге – головокружительная концовка, то, что отличает романы автора. Именно неожиданные развязки отличают книги Мишеля Бюсси — одного из самых необычных авторов, работающих в современной жанровой литературе.
Роберт Гэлбрейт. Дурная кровь
«Дурная кровь» — пятая книга Роберта Гэлбрейта из серии о детективе Корморане Страйке и его помощнице Робин Эллакот. Писательница Джоан Роулинг, а именно она скрывается под псевдонимом Гэлбрейт, очень ответственно подошла к этому отрезку своего творческого пути. Желание начать карьеру заново, с чистого листа, дистанцироваться от возможных ожиданий критиков и читателей, принесло свои плоды – в виде успешных детективных романов, написанных в лучших традициях классического детектива, и подтвердило статус писательницы, как мастера своего дела.
На этот раз снова запутанное дело, которое предстоит раскрыть деловым партнерам — исчезновение молодой женщины Марго Бамборо, доктора амбулатории. У нее осталась годовалая дочь Анна, ей сейчас уже 40 лет и она хочет узнать правду о своей матери. Она обращается к известному детективу Страйку за помощью. Исчезновение молодой женщины – очень запутанная история. Ведь прошло много лет, и многих свидетелей уже не было в живых, или они мало что помнили. Здесь и оккультизм, и астрология, гороскопы, карты Таро, символы… Роман с первых строк захватывает, и интрига держит в напряжении до самого конца,
Это не просто детектив. В книге много рассказывается о жизни родных Страйка, о его бывшей возлюбленной Шарлотте, о семье Робин, об их отношениях. В романе много героев и разных закрученных сюжетных линий. Помимо пропажи Марго, Страйк разгадывает еще одно дело того же времени. Неожиданная развязка ожидает читателя буквально на последних десятках страниц.
Следует отметить отличительную черту автора – использования в качестве эпиграфов к главам цитат из известных литературных произведений, что при желании может подвигнуть читателя познакомиться с первоисточниками. На сей раз Роулинг использовала стихи из рыцарской поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей».
Джоан Роулинг пишет шестую книгу, которая, видимо, будет еще более динамичной. Будем ждать продолжения детективных историй!
Никлас Натт-о-Даг 1793. История одного убийства
Дебютный роман шведского писателя, редактора и музыканта Никласа Натт-о-Дага «1793. История одного убийства» стал бестселлером во всей Швеции, а через неделю после первой публикации – завоевал признание за пределами страны, а также признан лучшим дебютом 2017 года по версии Шведской академии детективный писателей. В России роман впервые был издан в издательстве «Пальмира» в 2018 году. «1793» сравнивают с «Парфюмером» Патрика Зюскинда и «Вкусом дыма» Ханны Кент, принимая во внимание историческую атмосферу, созданную на страницах романа, национальный колорит и неординарные преступления.
Роман написан в лучших традициях скандинавского «нуара», но в декорациях Стокгольма восемнадцатого века – холодного, мрачного, грязного города, в воздухе которого растворен страх, после обнаружения в воде обезображенного тела. Захватывающая с первых страниц история, жуткая в своем натурализме, к концу повествования приобретает вполне прогнозируемый финал, но не становится от этого менее интересной. Автор изучил большое количество исторических документов, чтобы максимально точно передать атмосферу того времени, и одновременно позволил себе изрядную долю вымысла, чтобы роман получился более «живым», с яркими и запоминающимися картинками городского быта и нравов обитателей шведской столицы — от элиты до последнего нищего пьянчуги. Автор рассказывает историю преступления голосами разных героев, в зависимости от степени участия в нем, а читатель постепенно знакомится с персонажами, которые окажутся участниками одной трагедии – независимый и прогрессивный юрист, девушка-сирота, ставшая жертвой оговора, несостоявшийся медик, стражник из полиции нравов и монстр, выросший в отсутствие любви. Компания разношерстная и в реальной жизни, не имеющая точек соприкосновения, но в захватывающем криминальном детективе, все персонажи сошлись как нельзя лучше.
«1793» — роман необычный – он наводит страх, местами вызывает отвращение, недоверие и удивление (неужели, человек способен на такие поступки?), но и дарит надежду на торжество справедливости и заслуженное наказание. В этом читательском ощущении, несомненно, заслуга писателя, у которого есть творческий потенциал – уже вышел роман «1794» — продолжение вышеупомянутой книги.
Анна Трунова, заведующая библиотекой № 6 им. Н.Н. Муравьева-Амурского
Татьяна Паламарчук, главный библиотекарь библиотеки № 4 («Дурная кровь» Р. Гэлбрейта)