Мы читаем: романы Салли Руни

Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с книгами

 

 

Салли Руни – современная ирландская писательница, чьи романы взбудоражили читателей многих стран. Она по праву считается голосом поколения миллениалов, к которому и принадлежит сама. Свой первый роман, «Разговоры с друзьями», она опубликовала в возрасте 25 лет, будучи студенткой-магистром. За ним последовало еще одно произведение («Нормальные люди»), принесшее автору огромную популярность и позволившее ей закрепиться на писательской арене. На данный момент Салли Руни закончила свою третью книгу, «Прекрасный мир, где же ты», и многие с нетерпением ожидают её появления на стеллажах наших библиотек.

Чем же знаменательны романы Салли Руни?

«Разговоры с друзьями», содержащие в себе порядка 100.000 слов, были написаны за 3 месяца. В одном из интервью молодой автор говорит, что считает для себя невозможным писать о том, чего она не видела и не испытывала. Это дает читателю возможность предполагать, что в той или иной степени романы основаны на событиях, которые писательница прочувствовала на себе. Мысли и опыт, обработанные блестяще отточенным талантом, обрели форму текста и воплотились в по-настоящему живых, дышащих и близких читателю персонажах.

Салли Руни провела студенческие годы в Дублине, где и разворачиваются действия ее произведений.

В центре сюжета «Разговоров с друзьями» находится Фрэнсис – студентка колледжа и юная поэтесса, пребывающая в непрерывном потоке рефлексии обо всем, что ее окружает. Роман, написанный от ее лица, погружает читателя в ощущение понятости и нормальности такого количества обуревающих мыслей – того, что порой не достает в реальности. Мир вокруг Фрэнсис – сложный и запутанный, сотканный из чувств и домыслов, при этом изобилующий размытостью, казалось бы, давным-давно установленных границ. Таких, к примеру, как граница дружбы и романтических отношений, граница влечения и неподдельных, весомых чувств.

Роман как нельзя точно отражает собственное название. Текст почти полностью состоит из диалогов, происходящих между Фрэнсис, ее подругой Бобби и супругов Мелиссы и Ника. Все они – люди творческие и тонко ощущающие, при этом, однако, все они попадаются в ловушки собственных чувств и эмоций. Отличительной чертой текста является то, что разговоры с друзьями вплетены во внутренний монолог Фрэнсис. Это не поток сознания, в том виде, в каком его можно встретить у Вирджинии Вульф, Уильяма Фолкнера или Джемса Джойса, стоявших у истоков данного жанра. Салли Руни не ставит своей целью предельную достоверность, что в свое время преследовали знаковые писатели, обретшие репутацию классиков. В собственных произведениях Руни балансирует между достоверностью и тем самым эффектом «услышанности». Она словно протягивает руку к молодым людям и утешает их, показывая, что они не одни оказываются в противоречивых и трудноразрешимых ситуациях. Что ситуации эти являются необходимой частью становления личности и взросления. Нет людей абсолютно правых, люди по натуре своей – сомневающиеся, ищущие, испытывающие.

Будучи обладательницей активной гражданской позиции, Салли Руни не раз представляла свой колледж и университет на дебатах. О своих политических взглядах она заявляет открыто, и ее творчество не отторгает их. Так, к примеру, в романе «Нормальные люди» казалось бы, банальная история любви, пронесенная со школьной скамьи до взрослой жизни, обретает свежие оттенки и разворачивается в современных реалиях классового неравенства.

За окном XXI век, где замуж по расчету уже не выдают, однако проблема происхождения из разных слоев общества все еще обострена, только на этот раз она уходит внутрь человеческой психологии, а не наружу. Центральные персонажи «Нормальных людей», Коннелл и Марианна – молодые люди, принадлежащие к двум разным экономическим классам.

Коннелл – привлекательный, не обделенный вниманием и интеллектом ученик средней школы. Он происходит из семьи рабочего класса, воспитывающая его в одиночку, вынуждена подрабатывать на семью состоятельного адвоката – мать Марианны. В отличии от Коннелла, Марианну в школе считают пугающей зазнайкой. Она не уступает Коннеллу по оценкам, но ни ее острый ум, ни благосостояние семьи не обеспечивают ей друзей.

Во второй половине романа ситуация меняется радикальным образом. Из полупровинциальной школы Коннелл и Марианна попадают в престижные колледжи Дублина, и там, среди людей своего круга Марианна раскрывается. Коннелл, напротив, испытывает проблемы, берущие начало у сложной финансовой ситуации, но выливающиеся в сложности социального и эмоционального характера.

Несмотря на наличие остро актуальной экономическо-идеологической подоплеки, роман не концентрируются на деньгах и классовом неравенстве. Произведение исследует взаимодействие молодых, талантливых и умных людей в условиях, которые выпали на карту реальности. Проникновенные диалоги, вытаскивающие на поверхность неудобные, травмирующие вещи, помогают разобраться не только во внутреннем мире персонажей. Они резонируют в сознании читателя и, также, как и «Разговоры с друзьями», служат путеводным светом в штормовых морях рефлексии, порой чрезмерной.

Книги доступны в ЦБ им. Чехова, Библиотеке №6, Детской библиотеке №1 (БУК) и на сайте ЛитРес.

Обзор подготовила библиотекарь Библиотеки № 10 Шишенина Д.И.

Автор фото: Шишенина Д.И.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять