Учащиеся 7 «А» класса СОШ № 43 были приглашены в библиотеку № 16 на час памяти «Цена кадра». С ребятами состоялся разговор о фото- и кинооператорах Великой Отечественной войны. За годы войны ими было сделано сотни тысяч фотоснимков, снято миллионы метров кинопленки. Фактически полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем и Европы.
Знаковые кадры Макса Альперта, Анатолия Гаранина, Евгения Халдея, Якова Рюмкина, Всеволода Тарасевича. Многие военные кадры стали хрестоматийными. Например, «Комбат» Макса Альперта. На снимке 1942 года запечатлен младший политрук Алексей Еременко, который поднимает бойцов в атаку. Снимок Анатолия Гаранина «Смерть солдата», сделанный во время обстрела в 1942-м, — одна из сильнейших фотографий Великой Отечественной. Галина Санько. «Узники фашизма». Эту фотографию Санько сделала в концлагере в Петрозаводске. Эммануил Евзерихин. «Сталинград, фонтан «Дети». 1942 год». Снимок стал одним из самых сильных образов войны и разрушенного мирного детства.
Яков Халип. «В горькие дни отступления. Днепропетровщина. 1941 год». Рядом находился К. Симонов, который вырвал у него камеру с криком: «Разве можно снимать такое горе!» Впоследствии Симонов вспоминал: «Тогда мы были оба по-своему правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе, только сняв его, и он был прав. А я не мог видеть, как стоит на обочине вылезший из машины военный человек и снимает этот страшный исход беженцев, снимает этого старика, волокущего на себе телегу с детьми. Мне казалось стыдным, безнравственным, невозможным снимать все это».
Военные фотокорреспонденты стали больше уделять внимание личности солдата, снимать, как наши воины сидят часами в окопах в ледяной воде, как худенькие девочки-санитарки тащат раненых с поля боя — солдат на войне, человек на войне.
За годы войны на фронте работало около 270 кинооператоров. Почти весь выпуск операторского факультета ВГИКа 1941-го ушел на фронт, многие защищали дипломные работы по своим фронтовым репортажам.
Все фронтовые съемки делили на две тематические части. В первую входили победные репортажи, которые показывал в кинотеатрах «Союзкиножурнал», выходивший несколько раз в месяц. А все страшные, трагические съемки шли в «Кинолетопись». Эти кадры не показывали широкой аудитории, их снимали на будущее, когда будет одержана полная победа над врагом. Но иногда их использовали и при создании документальных фильмов, посвященных тому или иному масштабному сражению. Таким стал, например, фильм «Разгром немецких войск под Москвой», получивший в 1942 году «Оскар» как лучший документальный фильм. Фильм оказал огромное воздействие на общественное мнение в тех странах, где он был показан. В документальных кадрах перед западными зрителями представал совершенно иной образ Красной Армии: не той, которая без конца отступает и терпит одно поражение за другим, а армии сильной, организованной, хорошо вооруженной.
Работа операторов была очень опасной. Например, Валентин Орлянкин первым снимал в упор уличные бои в Сталинграде. Альпинист-любитель, он лазил по разбитым домам. Он же первым снял лобовой танковый таран, когда танк довил дот. Орлянкин тогда находился в танке и сильно пострадал. Фильмы о преступлениях фашистских войск в СССР использовались во время Нюрнбергского процесса как официальные документы.
Сегодня мы можем заглянуть в тяжелые солдатские будни того времени через объективы фронтовых корреспондентов и почувствовать, каким трудным был этот путь к Победе.