«Ленинградские сказки»: цикл книг Юлии Яковлевой о непростых периодах в жизни нашей страны

Предлагаем вашему вниманию цикл книг Юлии Яковлевой «Ленинградские сказки», в котором повествуется без прикрас о периоде репрессий в нашей стране, о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда глазами детей. Цикл создан для просвещения и знакомства школьников младшего и среднего возраста с событиями и обстоятельствами непростых периодов в жизни нашей страны.

Эти и другие книги можно получить не выходя из дома, воспользовавшись библиотекой ЛитРес.

Юлия Яковлева родилась во времена Хрущева. Работала в Санкт-Петербурге балетным обозревателем в газете «Коммерсантъ» и редактором в журнале Architectural Digest. В 1990—2000-е годы была профессионально связана с Мариинским театром : сотрудник пресс-службы и музея театра, организатор гастролей балетной труппы, лектор. В этот период вышли ее книги «Мариинский театр. Балет. ХХ век» и «Азбука балета», «Азбука любви», а также пьесы «Квартира N 1937», «Конечная остановка» и «Марш по домам». Юлия — потомственная петербурженка, она глубоко изучала историю и культуру города. В основу «Ленинградские сказок» положена история семьи, которая живет во времена сталинских репрессий. Это довольно длительный жизненный период - начиная с тридцать седьмого и по пятьдесят третий год. Получилась целая сага о семье в  очень непростое время. Автор использует в «Ленинградских сказках» смешение жанров: реализма, мистики, страшных сказок и городских легенд в духе английского писателя Нила Геймана. Это и говорящие птицы и крысы, оживающие игрушки, глаза и уши, вырастающие из стен и наблюдающие за всеми и каждым, это и проходящие сквозь детей люди, которые не хотят их замечать. Улицы, потерявшие свои прежние имена. Живое, мыслящее и действующее во зло пространство. Город, роняющий на людей колонны, убирающий арки и двери с их пути, заманивающий в ловушки, стремящийся убить. Написано сказочно. И в то же время – невероятно реалистично. Цикл состоит из 5 книг. В настоящее время в издательстве «Самокат» вышло четыре из них. Первая повесть цикла «Дети ворона» вошла в шорт-лист премии «Ясная Поляна» в 2016 году, получила премию In Other Words фонда Book Trust, издана в Великобритании. Вторая и третья книги попали в лонг-листы премии им. В. Крапивина в 2017 году и премии "НОС" в 2018 году соответственно. Книги Юлии Яковлевой вызывают острые дискуссии и полемику в прессе и пользуются неизменным интересом критиков и читателей. Главные герои цикла – дети.

 


Дети ворона: 1938 год. Ленинградские сказки: Книга первая [для младшего и среднего школьного возраста] / Юлия Яковлева.- М.: Самокат,

2017.-264 с.

«Дети ворона» - первая книга цикла. Место действия – Ленинград. Время действия – 1938-й год. На первый взгляд, это добротное повествование о советских реалиях 30-40-х годов. В нем присутствуют приметы времени. Возвращение полярников-папанинцев. Пионеры, марширующие строем, с песнями, со скворечниками в руках. Дворник, запирающий ворота во двор. Милиционер со свистком. Коммуналка, с ее суетным и склочным бытом. Примерные девочки с косичками и скрипкой. Непослушные мальчишки, которые бьют стекла в окнах. Но 30 – годы – это и время страшных репрессий. Остро чувствуется тревожная, беспощадная атмосфера. Поиски шпионов и диверсантов. Боязнь ляпнуть что-нибудь антисоветское. Безумный страх в глазах соседей, когда к кому-то приезжает черный ворон ночью. Сталкиваются с этим и главные герои книги, дети из одной семьи : школьники Таня и ее братья Шурка и малыш Бобка. У них арестовали сначала папу, потом и маму. Вместо того, чтобы идти к тёте, они ходят по городу и ищут Ворона, забравшего родителей, чтобы объяснить ему, что они ни в чем не виноваты. И страшное озарение: Ворону нужны дети, из них он сделает себе прислужников! И все они со временем станут послушными детьми Ворона, марширующими строем и скандирующими лозунги. Главные герои очень советские. Хулиган и неслух Шурка. Отличница с двумя длинными косами Таня. Милейший Бобка в шерстяных штанишках, не желающий есть кашу и прячущий ее в старую калошу. В начале книги они смотрят на мир очень по-детски и по-советски. Но по мере повествования у детей ломается и расползается по швам представление об окружающем мире .И,только пройдя разные испытания, они начинают наконец понимать, что происходит на самом деле с их семьей, с другими людьми, со страной. Когда родителей арестовывают, как врагов народа, что бывает с детьми? От них все отворачиваются. Их забирают родственники, если не боятся. Но чаще всего дети попадают в детский дом. Вот эти варианты судьбы «члена семьи врага народа» и показаны в книге. И беспризорное бродяжничество, голод, холод, воровство. И очереди у тюрьмы, и попытки узнать что-то о судьбе арестованных родителей, и отчуждение соседей, которые предпочитают не замечать детей. И страшный приют, напоминающий концлагерь, где из детей стремятся выбить все воспоминания о прошлой жизни. И, только благодаря тете Вере, сестре мамы, дети, наконец, хоть и ненадолго, обретают семью и дом. Пожалуй, и правда, об этих временах нужно писать только сказки. Потому что реальность может быть слишком жестокой.

 


Яковлева, Юлия.

Краденый город: 1941 год. Ленинградские сказки: Книга вторая [для среднего школьного возраста] / Юлия Яковлева. - М.: Самокат,

2019. - 264 с.

КРАДЕНЫЙ ГОРОД

Вторая книга цикла. 1941-й год. Блокада Ленинграда, опять же, показанная глазами детей. Тетя Вера идет работать в госпиталь. Дом, где жили оставшиеся без родителей Таня, Шурка и Бобка, разбомбили. Хорошо, что у тети Веры есть ключ к другой квартире. Из-за происков зловещего черного ворона и его верных слуг главные герои не эвакуируются и остаются в Ленинграде. И свято верят, что врагу их город не по зубам .Но из репродуктора то и дело слышатся плохие вести об оставленных Красной армией городах… А потом прилетают вражеские самолеты и начинают бомбить город… и идут артобстрелы… И во всех магазинах вдруг заканчивается провизия… и хлеб продают по карточкам, то и дело уменьшая норму… И надвигается суровая зима ,а тут еще Таня потеряла хлебные карточки... Выстывший пустеющий город словно охотится на тех, кто еще жив, и оживают те, кого не назовешь живыми. Пытаясь спастись, дети попадают в Туонелу - мир, где время остановилось и действуют иные законы. Чтобы выбраться оттуда, Тане, Шурке и даже маленькому Бобке придется сделать выбор - иначе их настигнет серый человек в скрипучей телеге. «Краденый город» - это честная книга. Читаешь и веришь. В этой книге о блокаде есть все, что в ней было на самом деле. Завуалировано, да. Страшно и жутко читать, да. Но оно есть. И человек, который пытается выкупить у детей их собачку, чтобы ее съесть. И людоедка, которая заманивает Шурку в квартиру и ставит на огонь большую кастрюлю воды, и мы понимаем, зачем ей мальчик, но все выглядит так, как будто это не реальная женщина, а какая-то сказочная баба Яга. И люди, готовые за еду – воровать и убивать. И люди, везущие на санках мумий, завернутых в простыню. И люди, «спящие» на ступеньках. Читатель-то знает, что будет дальше. А вот герои не знают, они смотрят на происходящее в свете своих прежних, довоенных знаний о мире. Да, хорошо, что это сказки. Ленинградские сказки. Иначе вряд ли Таня, Шурка и Бобка смогли бы выжить. Николай Чуковский писал в то время своему отцу, знаменитому детскому писателю, Корнею Чуковскому, что только гротеск может рассказать о том, что происходит в блокадном Ленинграде. Сказка Юлии Яковлевой - отчаянный гротеск, смешение сна и реальности, страха и покаяния, элементов советской приключенческой литературы и психологических травм каждого ребенка, выросшего в Ленинграде. Пожалуй, в этом и есть главное достоинство романа - он не просто рассказывает детям о Блокаде, он позволяет почувствовать то, что чувствовали жители схваченного в кольцо города.

 


Яковлева, Юлия.

Жуки не плачут: 1943 год. Ленинградские сказки: Книга третья [для среднего и старшего школьного возраста] / Юлия Яковлева. - М.: Самокат, 2020. - 224 с.

… 1943-й, разгар войны. С момента событий, происходящих во второй книге («Краденый город») ,прошло два года. Таня, Шурка и Бобка вырвались из блокадного Ленинграда, но вновь разлучены — Таня с тётей Верой отправляется в Бухару, а Шурка и Бобка эвакуированы в уральский город Репейск и живут у молодой женщины Луши, недавно ставшей матерью. Война в своем слепом безумии не щадит никого: ни взрослых, ни маленьких, ни тех, кто на передовой, ни тех, кто за Уралом, ни кошек, ни лошадей, ни деревья, ни птиц. Дети разлучены, но живы, и научились чувствовать, как бьются сердца близких за сотни километров от них. После тяжелой и пугающей второй части, «Жуки не плачут» кажутся глотком свежего воздуха — героев ждет короткая передышка в тылу, но расслабляться рано. И здесь война не отпускает. Как великого праздника в доме Луши ждут вестей с фронта от ушедшего на войну мужа и отца маленького Вали, а братья беспокоятся о сестре, да держат оборону от местного малолетнего бандита и снова преследует ребят тот, кого в «Краденом городе» звали Королем игрушек, а здесь он зовется Ловцом снов и является воплощением самой смерти. Что можно противопоставить его мертвящей власти? Лишь милосердие ко всему живому, верность близким и родному городу, твердость и храбрость. Даже если очень-очень страшно. Автор переводит страшную взрослую жизнь на детский язык — язык сказки. Сказки страшной, где есть смерть, , где человек может лишиться самого важного — надежды, а может обрести себя, силу и цель жить и бороться. Текст настолько насыщен горькой реальностью, что щемит сердце и щиплет в глазах.

 


Яковлева, Юлия.

Волчье небо: 1944 год. Ленинградские сказки: Книга четвертая [для среднего и старшего школьного возраста] / Юлия Яковлева. - М.: Самокат, 2020. - 304 с.

Ленинград освобожден, и в 1944 году живет не обычной ,довоенной, но всё же спокойной жизнью. Шурка и Бобка вернулись из эвакуации. И вроде бы можно снова жить: ходить в школу, работать, восстанавливать семью и город, — но не получается. Будто что-то важное сломалось — и в городе, и в людях. Шурка понимает, что необходимо во что бы то ни стало вернуть Таню, пусть даже с помощью Короля игрушек, — но какую цену он готов за это заплатить? Но «Волчье небо» прежде всего— история о состоянии человека. В Ленинграде самое опасное заболевание — истощение сердца. Все взрослые живут на пределе, кричат, нервничают, а дети сжимают растущее сердце в кулак и придумывают игры и слова, которые хоть как-то мирят их с реальностью. Так появляются тряпкошаги как единица измерения времени, а стихи Пушкина Бобка вспоминает в миг смертельной опасности, когда великан решил поиграть с ребёнком в «ложку и глазик» — о правилах и последствиях игры лучше до поры до времени не знать. Дети и взрослые всегда под напряжением ,взрослые часто плачут и сами себе не могут ответить на вопрос, как жить дальше. А дети переживают потерю мирного времени и близких по-другому: пытаются залезть на крышу, а там как пойдёт, сбегают из дома, потому что не готовы оправдываться и выслушивать нравоучения. Они скорее выменяют ножик у пленного немца, чем расскажут, что их волнует на самом деле. Шурка опять прогуливает историю. За ним следит завуч, отягощённая идеологией и от этого комично-жалкая женщина по прозвищу Капуста. Шурке тяжело слушать о войне, которая прошла для школы и других учеников, но не для него. Его сестра Таня всё ещё не вернулась, и он не понимает, как можно сразу после снятия блокады соседке красить губы, а остальным оживать: «У неё муж на фронте погиб, — процедил Шурка. — А она. Уже. Красит». После работы и в выходные ленинградцы восстанавливают город. Пока горожане восстанавливают Петергоф, а Шурка долбит лёд и ненавидит «Жди меня» Симонова, на другом конце города в свои права вступает сказка: после комендантского часа бродят сфинксы, которые видят в прохожих незапланированный ужин. И хочется верить в то, что все приключения Шурки, Бобки и Тани – это сага об утерянной в войну близости и когда герои найдут друг друга, всё у них внутри оживёт и заработает. Но это ещё только четвёртая книга — предпоследняя в цикле. Пока же можно следить за тем, почему живые в послевоенном Ленинграде опаснее мёртвых, зачем бежать из освобождённого города на фронт и как плюшевый мишка и тряпичная кукла становятся проводниками в зловещие сказочные миры.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Яндекс.Метрика