2023 Итоги: Проект «Литературное наследие Ивана Ульяновича Басаргина»

 

С 2006 г. филиал № 11 Владивостокской библиотечной системы носит имя известного приморского писателя Ивана Ульяновича Басаргина, поэтому доминирующим направлением является реализация разработанного библиотекой проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина». Одним из направлений проекта является литературное краеведение, в основе которого лежит проникновение в творческую лабораторию писателей, сопоставление их творчества с жизненными впечатлениями читателей о родном крае. Именно об этом писал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».

Уже более семнадцати лет в рамках проекта «Литературное наследие И.У. Басаргина» для учащихся МБОУ «СОШ №57»; и МБОУ «СОШ №64»; реализуются программы «Басаргинская строка» и «Читаем И.У. Басаргина», содержание которых способствует развитию у школьников художественного понимания авторского видения окружающего мира, ценностных ориентиров и нравственных проблем, волнующих писателя, восприятию изображенных в его произведениях человеческих характеров, приобщению учащихся к искусству слова самобытного приморского прозаика, воспитанию любви к малой родине – тому кусочку большой Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Ведь именно это помогает формировать чувство патриотизма.  Замечательный сибирский писатель Валентин Распутин подчеркивал: «Малая родина», место, где человек родился и вырос, имеет, как мне кажется, для каждого из нас, а для писателя в особенности, огромное значение. Это «пуповина», которая связывает его с предшествующими поколениями: та земля, по которой он сделал первые шаги; та речь, которой он научился и которая стала для него родной; та любовь, дороже которой ничего нет. И сколько бы потом не ездил человек, какие бы диковинные края не повидал, чему бы ни научился и что бы ни постиг – он обязательно и невольно соотносит все с отчим краем и домом, для него они на всю жизнь остаются центром земли, от которого начинается отсчет всех остальных понятий и открытий. «Малая родина» – душа человека, и тот, кто окончательно забыл и покинул её, потерял и душу». Необходимо подчеркнуть, что использование произведений художественной литературы на занятиях, красочно и эмоционально иллюстрирующих, дополняющих материалы учебников, способствует пропаганде книг (в том числе и краеведческой литературы) и продвижению чтения. 

На занятиях используются современные формы, в их числе филологический поиск, стендовый доклад, литературно-этнографическое путешествие, а для выполнения некоторых заданий синквейн, фишбоун, кластер и др. применяются элементы театрализации, например, осуществляются постановки одноактных пьес по мотивам рассказов и новелл И.У. Басаргина, что расширяет знания учащихся о возможностях интерпретации литературного произведения, способствует проникновению в характеры персонажей. Для развития читательского интереса, на занятиях активно применяется сопоставительный анализ, который позволяет полнее и глубже раскрыть тему, установить общее и отличительное, присущее рассматриваемым произведениям, способствует развитию творческих способностей. Примером может служить занятие «Тигр в произведениях И.У. Басаргина и В.И. Тройнина». На каждом занятии проводится работа над словом. В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

На занятиях использовались разные виды чтения: выразительное, творческое, комментированное, аналитическое, чтение по ролям, которые способствуют пониманию читаемого, эмоциональному восприятию, развитию мышления.

При отборе материалов для занятий с учащимися начальных классов по истории родного края, выбирались фрагменты произведений, имеющих познавательно-воспитательную ценность и содержащих живое изображение исторических событий, конкретные образы и высказывания литературных персонажей. Для каждого урока были разработаны с учетом возраста детей специальные раскраски, на каждом занятии использовались фрагменты из произведений писателя, имя которого носит библиотека.

На совместно разрабатываемых и проводимых в библиотеке и школе занятиях развивается коммуникативность учащихся; школьники готовятся к семинарам, докладам, диспутам и, участвуя в них, приобретают опыт публичных выступлений, совершенствуют умение оформления и представления исследовательских и творческих работ. Активная разносторонняя работа по творчеству И.У. Басаргина (с выполнением индивидуальных и коллективных заданий) способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого учащегося и сплочению классных коллективов.

Использование на занятиях по указанным программам театрализации (создание словесных и пластических сценических образов по отдельным фрагментам из произведений писателя, осуществление постановок одноактных пьес по мотивам его рассказов и новелл) позволяет расширить знания учащихся о возможностях интерпретации литературного произведения, способствует более глубокому усвоению его содержания, проникновению в характеры персонажей.

В работе со школьниками активно использовались материалы личного фонда И.У. Басаргина. Это необходимые первоисточники для справок и консультаций. Они позволяют понять многие события и факты в судьбе и творчестве нашего земляка, являются источниковедческой базой.

Анализ совместной работы учебных заведений и библиотеки им. И.У. Басаргина с разными классными коллективами по литературному краеведению позволяет утверждать, что данная деятельность расширяет и обогащает знания школьников, прививает любовь и уважение к истории и культуре края, формирует высокую гражданскую позицию, развивает индивидуальные склонности, способствует повышению читательской активности.

В течение 2023 г. продолжалась совместная работа с библиотеками таежной глубинки Приморья, в которой участвовали также музеи, клубы двух поселений. Результатом совместной работы стало проведение занятий и организация выставок, для подготовки которых библиотека предлагала свои материалы, в то же время видеофильмы и др. материалы предлагали коллеги из таёжной глубинки; продолжился выпуск журнала «Басаргинский вестник» – в начале года вышел пятый номер данного издания. В его выпуске участвовали МБУ «ЦБС» г. Дальнегорска, МКОУ ДО ЦДТ п. Терней, МБУ «ЦБС» Центральная библиотека Кавалеровского муниципального округа, ДЮО ЦБС с. Чугуевка, МКУ «ЦКБО» с. Шумный, МКУ «Межпоселенческая библиотека» с. Яковлевка, Кавалеровский краеведческий музей. Благодаря совместной творческой работе библиотеки им. И.У. Басаргина с библиотеками и учреждениями края в 2023 г. состоялся выпуск книг И.У. Басаргина «Песня допета до конца» (МБОУ «СОШ № 64» г. Владивостока, МБУДО ДШИ п. Кавалерово, Краеведческий музей п. Кавалерово), «Вулкан – победитель змей» (МБОУ «СОШ № 64» г. Владивостока, Кавалеровский краеведческий музей, МБУ «ЦБС» Центральная библиотека Кавалеровского муниципального округа), «Листья клёна» (библиотека г. Дальнегорск, изостудия «Этюд» при КГА ПОУ «ДИТК», г. Дальнегорск), «Редкие травы» (Владивосток, МКУ «ЦКБО» с. Шумный), «Смерть владыки неба» (Владивосток, МКОУ ДО ЦДТ п. Терней, Приморский Сафари-парк). Каждая книга содержит словарик, оригинальные задания, исследовательские работы учащихся, проиллюстрирована самодеятельными художниками, в том числе учащимися школ и художественной студии.

Благодаря приобретенной мини — типографии в рамках краевого проекта по модернизации,  библиотека сегодня имеет возможность самостоятельно выпускать подготовленные издания, а новая студия звукозаписи позволяет   записывать аудио-книги по рассказам И.У. Басаргина.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять