Библиотека им. И.У. Басаргина представляет исторический экскурс в театральную жизнь Дальнего Востока. Начало Великой Отечественной войны потребовало немедленного отклика всех работников культуры и искусств. Основная задача, которая встала перед дальневосточными военными театрами в этот период – в сжатые сроки создать и освоить новый репертуар.
Военный репертуар активно способствовал коммунистическому воспитанию дальневосточников, формированию общественного мнения, ориентации советского воина в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии.
Один из старейших представителей советской драматургии, К. Тренев, писал в «Правде» через четыре дня после вероломного нападения фашистов: «Задача советской литературы нынешнего дня – русской и возглавляемых ею наших национальных литератур – отдать весь свой талант, все свое вдохновение на то, чтобы выразить сейчас народные чувства, его гнев, его пламенную любовь к своей родине, его великий героизм. И не только выразить, но и вдохновить его на победоносную борьбу и славную победу».
Военные театры по определению всегда были тесно связаны с армейской массой и на протяжении всей истории своего существования позиционировали себя как боевого соратника воинов-дальневосточников.
Но в годы Великой Отечественной войны перед театрами Красной Армии особенно остро ставится боевая задача – «всеми имеющимися средствами художественной пропаганды разъяснять воинам-дальневосточникам и трудящимся Дальнего Востока стоящие перед ними задачи по защите социалистического Отечества».
Газета «Красное знамя» писала: «Коллектив Краснознаменного театра должен вложить свой вклад в дело разгрома ненавистного врага, создавая на сцене образы бесстрашных и стойких советских воинов».
Пьесы о войне «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука появились в газете «Правда» намного позднее, поэтому в поиске репертуара Первый Краснознаменный театр в Никольск-Уссурийске первоначально обращается к драматургии прошлого. Именно так увидела свет рампы постановка «Шел солдат с фронта» по повести В.П. Катаева «Я сын трудового народа».
Однако изображение немецких оккупантов 1918г., сделанных автором в мягко-юмористических красках, конечно, не могло удовлетворить ни театр, ни зрителей. Дальневосточные режиссеры жаловались на репертуарный отдел Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР, который не мог обеспечить нужд театра.
В начальный период войны театру просто неоткуда было брать актуальный репертуар, а возникшая обстановка требовала срочного реагирования. Поэтому два режиссера Первого Краснознаменного театра – Н.Г. Резников и А.С. Ларский – при активной помощи всего коллектива создают пьесу «Иван Голубь».
Пусть с литературной точки зрения это было произведение во многом несовершенное, но оно отвечало настроениям и задачам военного времени и было решено в героико-романтическом плане. Эта работа может послужить примером общей тенденции в военной драматургии того времени. Пьеса «Иван Голубь» была довольно сценична, притом давала богатый материал для актерской работы и выдержала более трехсот выступлений. Ее герои – советские люди в первые дни войны. Главную роль, роль Ивана Голубя, старого мастера завода, горячего патриота, играл сам главный режиссер А.С. Ларский
В годы войны в творчестве театра с особой силой прозвучала его главная тема – военно-патриотическая. Особое место в военном репертуаре занимала историческая пьеса. Такие постановки притягивали внимание не только событиями, рассказанными со сцены, но и личностями, конкретными историческими героями, являвшими собой образцы чести, мужества и долга перед Отечеством. Были поставлены пьесы: «Нашествие», «Полководец Суворов», «Первая Конная», «Метелица», «За вторым фронтом», «Летчики», «Сильные духом», «Последние рубежи», «Люди, которых я видел», «Они сражались за родину», «Василий Теркин», «Командарм».
И сегодня постановка военно-патриотических спектаклей очень актуальна. Обращаясь к военной истории, театр передает духовный опыт от одного поколения другому. События военного времени, перенесенные на сцену, глубоко воздействуют на зрителя и приобретают новые смыслы. Таким образом, сценическое искусство выполняет свою важнейшую задачу – нравственное и эстетическое воспитание человека.
Кищик Елена