Мы читаем: Ирвин Ялом «Проблема Спинозы»

Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с книгами

Роман «Проблема Спинозы» американского писателя, доктора медицины, психотерапевта Ирвина Ялома я прочитала с огромным удовольствием. Написан в форме художественного произведения, которая предполагает художественный вымысел. Но в начале книги автором сказано, что большая часть информации, вплетённая в сюжет, взята из реальных исторических документов.

Два героя – Бенедикт Спиноза – голландский философ, живший в XVII веке и Альфред Розенберг – нацист, преступник, основатель течения чистой расы против евреев (XX век) – живут в разное время, но мысли их одинаковы в том, что евреи – не богоизбранный народ, а обычный, и в том, что ни одна религия не истинна. У Спинозы есть целый трактат на эту тему. Он избрал свободомыслие и свободу от религиозных правил, церемоний, считая, что «слова и мысли Библии исходят из человеческих представлений». Сомнение во всём было одним из главных его качеств. И это было шоком для представителей его религиозной общины. Слова Гитлера на эту же тему: «Дело не в иудейской религии. Эта религия не хуже прочих – все они являются частями одного и того же великого религиозного мошенничества». Таким образом, один, полагаясь больше на свой разум, не признавая никаких религиозных авторитетов, направляет эти идеи не во вред, а вкладывает в свои литературные труды. А второй аналогичными мыслями выбирает путь уничтожения и разрушения. Проблема Спинозы – это постоянное недоумение Розенберга на тему того, что, как же еврей по происхождению Спиноза мог быть близок ему в антиеврейских и антирелигиозных идеях.

В романе даются психические «выжимки» образа Гитлера: «Ваш взгляд работает почти как рука: он хватает и удерживает человека; и вы обладаете уникальной способностью фокусировать слова на конкретном слушателе в любой отдельно взятый момент».

Автор пишет так заинтересованно и со знанием дела, что всей душой переносишься в то время, проживая рядом со Спинозой и Розенбергом. Читать интересно ещё потому, что в процессе романа идёт психотерапевтическая работа с главными героями. Ирвин Ялом выступает в лице Фридриха (врача Розенберга) и предполагает, как бы он работал с таким пациентом. Показан некоторый ход работы, метания, вся душа Альфреда Розенберга словно вывернута наизнанку. И вообще, во мне он вызвал больше сочувствия, некоторой жалости. Хоть он и был страшным человеком, но в его глазах стоят какое-то детское недоумение, вопросы. По роману, Розенберг был больше одиноким, и постоянно внутри него шла борьба; он хотел, чтобы его любили и понимали. Мне кажется, отсутствие любви к нему, какие-то насмешки над его сложным, путанным литературным языком – это одна из причин зарождения в нём антисемитских идей.

Книга будет интересна широкому кругу читателей. И, возможно, у кого-то из них она вызовет сочувствие и печаль, умиротворение и спокойствие от ответов на вопросы, терзающие людей в разные времена.

Софья Аксенова, библиотекарь библиотеки № 4

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять