2023 Итоги: Межведомственный проект «Учебный день в библиотеке»

 

В рамках краевого пилотного проекта «Библиотеки Приморья. Перезагрузка» министерством культуры и архивного дела Приморского края совместно с министерством образования Приморского края запланирована реализация межведомственного проекта «Учебный день в библиотеке». Данный проект – развивающее занятие, направленное на содействие образовательным организациям в их деятельности по формированию проектных компетенций у учащихся 5-11 классов. График проведения занятий согласуется общеобразовательной организацией с закрепленной за ней публичной библиотекой самостоятельно.

В 2022-2023 учебном году библиотека им. И.У. Басаргина приняла участие региональном межведомственном проекте «Учебный день в библиотеке» и в рамках этого проекта — в краевом конкурсе «Лучший школьный проект разработанный в рамках проекта «Учебный день в библиотеке».

Для учащихся 9-х-10-х классов МБО «СОШ № 57 с углубленным изучением английского языка» был проведен цикл занятий по программе литературной гостиной «Вектор чтения» по утвержденному тематическому плану и графику проведения занятий. Программа была разработана на базе русской классической, современной и региональной литературы. Учебный день проводился в библиотеке с использованием инновационных форм и методов: сравнительно – сопоставительный анализ сюжетов, театрализации, метода медленного чтения, полилога, синквейна – заключительного впечатления.

На городской конкурс было представлено бинарное занятие «Забытых подвигов не бывает» (сопоставлены сюжеты повести Ю. Яковлева «Зимородок» и рассказа И. Басаргина «Владыка уссурийских дебрей». Цель занятия: через сравнительно – сопоставительное чтение фрагментов сформировать у учащихся понимание, что наша память сильнее времени, она способна донести правду о войне и людях, которые ради победы совершали беспримерные подвиги. Занятие, построенное по технологии критического мышления, помогает ребятам осознать, что разные авторы, изображая своих героев в сложных событиях и ситуациях, достигают единого: нравственного звучания этих произведений, основанных на понятиях человеческой памяти и связи поколений.

Занятие завершается написанием итоговых синквейнов, автор ученик 9 «Б» класса Разуменко Андрей: Война Страшная, беспощадная Несет смерть и разрушения Проклятия тебе на века Гибель народов».

«Учебный день» принципиально отличается от школьного урока. В школе, как известно, принято изучать литературу по ее «вершинным» произведениям, но времени катастрофически не хватает, как и желания читать у школьников. Учитывая эти обстоятельства, было разработано и проведено занятие по А.С. Пушкину «Туз и Дама» (прототипы персонажей в «Пиковой даме»). К этому произведению подошли с точки зрения детектива, ведь все приметы этого жанра там в наличии. Расследование на уроке начинается с вопроса: «Открыла ли графиня тайну трёх карт Герману?». Мнения аудитории разделились (читали «Пиковую даму» не все), поэтому начинается диспут. Зачитывается фрагмент появления призрака графини в квартире Германа… Таким образом, используя метод рефлексии, пусть фрагментарно, но прочитывается всё произведение. Слайды с портретами персонажей и декорациями помогают усвоению сюжета. 

После занятия многие из ребят отправляются на абонемент библиотеки за «детективом».

Нестандартно прошло занятие «Серебряный век в воспоминаниях современников». Здесь через поэзию и ИЗО не только прозвучали общеизвестные имена, но было сформировано понимание у учащихся, чем принципиально отличался Серебряный век от «века Золотого» в культуре России. Серебряный век — это не только «эпатаж» и проявление личностного начала автора. Об этом ярко и образно рассказано в книгах Ирины Одоевцовой «На берегах Невы» и «На берегах Сены». Именно через её воспоминания удалось выстроить целостную картину такого явления в русской культуре как Серебряный век. В этот краткий период, который занимал всего не более 30 лет, в кругозор образованного человека вошли творения художников XVIII века: Рокотова, Левицкого, Боровиковского (на экране слайды портретов), именно в этот период перестал быть «архаичным» Г. Державин, открылась архитектура Киевской и Московской Руси, иконопись. Но небывалая продуктивность Серебряного века оставляет его бессильным перед Властью и Государством. И это ярко отражено в воспоминаниях Ирины Одоевцовой.

Таким образом, использование в библиотечных занятиях таких методов как технология критического мышления, рефлексия, метод медленного прочтения теста помогают актуализировать и обобщать знания ученика по определенной теме, мотивировать его к учебной деятельности, побуждает к активной работе, способствует интересу и желанию читать.

В мае 2023г. были подведены итоги этого проекта на межведомственной региональной конференции «Информационно-библиотечные технологии в школьном образовании», где библиотека приняла участие с темой «Учебный день в библиотек как платформа знаний».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять