Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система   Click to listen highlighted text! Welcome to Владивостокская централизованная библиотечная система

Космонавт номер два: что мы знаем о легендарном Германе Титове?

6 августа знаменательная дата в истории – в этот день 60 лет назад состоялся второй запуск человека в космос и первый в мире полет длительностью более суток. Его совершил летчик – космонавт Герман Степанович Титов, имя которого вошло в историю мировой космонавтики. Вспомним об этом событии планетарного масштаба и познакомимся с биографией космонавта.

Родился будущий космонавт 11 сентября 1935 года в селе Верх-Жилино Алтайского края. Мать Александра Михайловна была домохозяйкой, отец Степан Павлович преподавал русский язык и литературу в местной школе. В 1941г. в семье появилась дочь — Земфира. Степан Павлович назвал детей в честь героев произведений А.С. Пушкина “Пиковая дама” и “Цыганы”.

Отец Германа Титова был поразительным человеком, увлекался живописью, играл на музыкальных инструментах, любил оперетту. Его именем назвали премию для сельских педагогов края. Написал нескольких книг, самая популярная — “Два детства”. Любовь к музыке и поэзии передалась сыну, уже будучи взрослым, космонавт читал наизусть стихи В.В. Маяковского и М.Ю. Лермонтова.

Герман был прилежным учеником, учился хорошо. В школе увлёкся техникой. «Первой «машиной», потрясшей меня, был обыкновенный киноаппарат. Часто во время демонстрации кинофильмов в нашем сельском клубе я усаживался ближе к киномеханику и внимательно следил за его работой. Не успокоился до тех пор, пока не освоил «машину» и стал сначала помогать ему, а потом и сам «крутить» фильмы. После киноаппарата изучил автомобиль, затем занялся школьной радиостанцией, а в старших классах началась пора увлечения радиотехникой» (Титов Г.С. «Голубая моя планета»).

Когда пришло время идти в армию, в военкомате попросился в авиацию. В 1955 году Титов с отличием окончил 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай.  Через два года окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, получив квалификацию «военный лётчик». С 1957 по 1959 годы служил в Ленинградском военном округе, в 26-м истребительном авиаполку. За его плечами более 1000 прыжков с парашютом и 800 вылетов на военных самолетах.

В 1959 году Герману Степановичу предложили принять участие в испытаниях особой секретности. Со всей страны собирали лётчиков для прохождения отбора в отряд космонавтов. Впрочем, слово «космос» открыто не звучало нигде, лётчикам не раскрывали деталей конечной цели отбора, а просто предлагали пройти различные испытания. Медики, конечно, не могли знать наверняка, с какими трудностями столкнётся космонавт, поэтому критерии отбора были суровыми. Помимо жёстких требований к физическим параметрам и состоянию здоровья, будущим космонавтам приходилось переносить серьёзнейшие перегрузки, в ходе которых некоторые даже теряли сознание.

7 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Герман Степанович Титов был зачислен слушателем-космонавтом. Позже он вошёл в число шестерых кандидатов, которых готовили к первому полёту в космос. Подготовка к полету началась незамедлительно. У СССР была амбициозная цель — обогнать США. Нешуточные испытания выпали на долю молодых летчиков, которые смогли преодолеть только двое – Ю. Гагарин и Г. Титов, оба имели равные шансы стать первым. За 4 дня до полета закрытая комиссия по пуску «Востока-1» утвердила Юрия Гагарина первым номером. 12 апреля космонавты оба прибыли на космодром. За 30 минут до старта Титов снял гермошлем и скафандр и уехал со стартовой площадки, чтобы наблюдать за первым полетом человека в космос.

Герману Степановичу было суждено стать вторым космонавтом планеты: в конце мая 1961 года объявили о его назначении командиром корабля «Восток-2».

Во время второго полёта предполагалось, что космонавт совершит три-четыре витка вокруг Земли. Медики опасались дать «добро» на более длительный полёт, поскольку было совершенно неясно, как поведёт себя организм человека в условиях длительного полёта и невесомости. Однако и Королёв и Титов настояли на том, чтобы полёт продлился минимум сутки. Началась череда новых тестов и испытаний. Порой давление подскакивало до 210 ударов в минуту. Это были невероятные нагрузки на организм, которые не каждый сможет выдержать.

6 — 7 августа 1961 года Герман Титов пилотировал корабль «Восток-2», сделав 17 витков вокруг Земли. Полёт продолжался 1 сутки 1 час 18 минут.

Это был первый в мире космический полёт продолжительностью более суток!

Что Титов впервые сделал в космосе:

— Пилотировал корабль. Полет Гагарина был полностью автоматизирован. «Корабль послушно менял ориентацию, мне кажется, стоило только, как говорят летчики, «взять ручку на себя», и он понес бы меня к другим планетам».

— Испытал последствия невесомости. «На четвертом витке стало подташнивать. Я занял самое удобное положение в кресле и замер. Тошнота прошла».

— Спал. «Уснул не сразу: когда начинал дремать, руки повисали в воздухе. Пришлось сунуть их под ремни кресла. Проснулся на 13-м витке, руки висят в воздухе. Ну и дела! Проспал передачу. ЦУП, наверное, с ума сошел». 35 минут команда медиков, ученых и конструкторов пыталась выйти на связь с «Востоком-2», опасаясь за здоровье космонавта. А когда из динамика раздалось: “Земля, это Орёл, как слышно?”, рукоплескали стоя.

— Снял Землю на киноаппарат. «Горизонт — очень интересная картина: всеми цветами радуги окрашена полоса, разделяющая ярко освещенную солнцем Землю и черное небо, и кажется, будто вся планета опоясана голубым ореолом».

— Обедал. «В космосе нужна еда. Предполагалось, что сухари не подойдут — крошки могут попасть в дыхательные пути. Было непонятно, попадет ли пища в желудок в невесомости. Съел паштет. Не вкусно. Больше ничего не захотелось есть».

— Сделал зарядку.

На орбите Титов выполнял физические упражнения, делал фотоснимки, ел, работал, спал. Всё это доказывало: человек может работать в космосе.

Меню космонавта:

  1. 150 граммов концентрата супа-пюре с хлебом;
  2. Мясной и печеночный паштет в тубах;
  3. Черносмородиновый сок.

Когда корабль начал опускаться в атмосферные слои, капсула стала перемещаться в сторону железнодорожных путей, по которым двигался поезд. Летчику чудом удалось избежать трагедии. Он приземлился в нескольких десятках метрах от рельсов на вспаханном поле Саратовской области, рядом с городом Красный Кут.

Герман Титов стал самым молодым космонавтом: на момент полёта ему было 25 лет 10 месяцев 25 дней. Он же первым испытал все «прелести» невесомости: на седьмом витке от головокружения и тошноты стало плохо. Некоторое время лежал, закрыв глаза и не двигаясь, но потом продолжил работу.

На Земле Титов подробно рассказал о своих ощущениях, и медики доработали программу подготовки. Появились новые тренажёры и упражнения, благодаря которым следующие космонавты натренировали свой вестибулярный аппарат настолько, что в полёте достаточно легко переносили подобное состояние.

Н.С Хрущев, Г. С. Титов и Ю. А. Гагарин (Источник: https://rus.team)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за осуществление выдающегося полёта в космос на корабле-спутнике «Восток-2» майору Титову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герман Степанович продолжил службу в отряде космонавтов. Он усиленно работал, надеясь вновь отправиться в космос. Но судьба распорядилась иначе: второго космического полёта не последовало.

Титов остался в авиации. Он входил в группу подготовки космических полетов по программе «Спираль», участвовал в испытаниях самолётов МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11, Як-28 и других, возглавлял ряд государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. В 1968 году он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1972 году – Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР. Герман Степанович защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Много лет отдал службе в военно-космической отрасли и аппарате Министерства обороны страны. В октябре 1991 года был уволен в запас в звании генерал-полковника авиации.

Находясь в отставке, Герман Степанович занимался общественной и политической работой. Он избирался депутатом Государственной думы Российской Федерации, входил в состав редколлегии научно-технического журнала «Полёт» и редакционный совет научно-популярного журнала «Новости космонавтики», написал несколько книг об авиации и космосе (некоторые есть в библиотеках Владивостока). Был удостоен ряда советских и зарубежных государственных званий, наград.

Герман Степанович Титов умер 20 сентября 2000 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.В память о летчике – космонавте Титове его именем названы подводные горы в Антарктиде и Тихом океане, остров Тонкинского залива и кратер в море Москвы на обратной стороне Луны. Компания аэрофлот присвоила имя Титова самолету Airbus 320 VQ-BCM. Аэропорт в Барнауле носит имя великого космонавта.

С 1961 по 2011 год сняты документальные фильмы о жизни Германа Степановича и его невероятном полете в космос: «Второй. Герман Титов», «Герман Титов. Первый после Гагарина», «Герман Титов. Звезда на Алтаем», «Герман Титов. Первый – второй», «Москва встречает космонавта – 2», «Космонавт — два в США», «Снова к звездам», «700000 километров в космосе», «В 35-й раз через экватор», «Желанные гости» и «Майское утро».

В 2010 году вышла марка, посвященная памяти великого космонавта.

4 октября 2012 года, в день 55-летия запуска первого искусственного спутника земли, состоялось торжественное открытие памятника, установленного в г. Краснознаменске Московской области. Автор скульптурной композиции – Народный художник России Салават Александрович Щербаков. Памятник Г. С. Титову высотой 2,7 метра и весит около 1 тонны. Перед ним установлена арка в виде 17 витков, совершенных Г. С. Титовым вокруг Земли на корабле «Восток».

В 1965 году в селе Полковниково Алтайского края свои двери открыл мемориальный музей памяти Германа Степановича Титова. В 2010-2011 годах основное здание музея отреставрировали и открыли еще одно, новое здание. Музейный комплекс состоит из школы, в которой учился космонавт, и экспозиционных залов. В музее находятся личные вещи космонавта, награды, самые разнообразные документы (от аттестата зрелости до пропуска на похороны Гагарина), макеты орбитальных станций, части двигателей ракет, карты, чертежи, детские рисунки, сувениры, памятные подарки, фотоснимки на Земле и в космосе.

В 2007 году в честь Германа Степановича Титова установлена мемориальная доска на здании Института Космических исследований Российской академии.

О своем полете Герман Титов писал: «Это был всего лишь итог напряженной работы многотысячного коллектива. Поэтому стать в позу «звезды» — значит умалить, принизить успехи тех, чьи заслуги были неизмеримо выше моих».

По материалам из открытых источников сети Интернет.

Янсон Е.Е., заведующая библиотекой № 20

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Click to listen highlighted text!