Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.
О том, почему фальшивые новости опасны для общества, как они создаются и распространяются, а также о правилах информационной гигиены рассказал собравшимся в библиотеке № 12 учащимся 11 классов СОШ № 50 и СОШ № 27 Антон Шумейко, директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Главная разница между фактами и домыслами заключается в том, что факты всегда можно проверить и сопоставить — поисковые системы и открытые источники информации помогут в этом.
Если информационное сообщение об определённых «фактах» звучит слишком обобщённо, доверять ему не стоит. Также не стоит доверия текст, в котором есть нестыковки, передёргивания фактов и прочие округления истины.
Даже фотографии, которые должны придать больше ценности контенту и вызывать доверие, сегодня один из самых распространённых видов фейка в сети.
Определить оригинал среди других картинок несложно: как правило, он лучшего качества и большего размера, чем копии. По исходному фото можно понять, когда и где впервые его опубликовали. Это важно, так как часто старые фотографии выдают за актуальные или демонстрируют их в совершенно другом контексте.
Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.
Выявлять фейки поможет развитие навыка критического мышления. Умение мыслить, анализировать, любознательность, беспристрастность, стремление решить проблему и не потерять голову — это те черты, которые помогут людям не захлебнуться в ежедневном потоке разной информации, а также правильно её генерировать.