Царь лесных растений – женьшень…

В текущей эпидемиологической обстановке очень важно повысить защитные функции нашего организма через укрепление иммунной системы, которая поможет противостоять вирусу и поможет его победить. Помогает ли улучшить самочувствие в тёмное холодное время года женьшень?… Это природное иммуностимулирующее средство, которое благоприятно влияет на обмен веществ и нервную систему, устраняет раздражительность, чувство тревоги, сонливость и постоянную усталость. В холодный сезон его можно принимать для защиты от вирусов и инфекций, но не бесконтрольно, а курсами и посоветовавшись с врачом.

В древних китайских книгах можно найти такое изречение: «Царь лесных зверей — тигр, царь морских зверей — дракон, а царь лесных растений — женьшень».

Это растение, о происхождении которого существует так много легенд и преданий, что можно из них издать целую книгу.  Первые сведения о нем встречаются в китайских сочинениях, созданных за двадцать веков до нашей эры. Восточная медицина, тысячелетиями практикует лечение настойками из корня женьшеня, приписывает этому растению почти магическую исцеляющую силу. С древнейших времен медики Китая, Кореи, Японии, Индокитая и Таджикистана знают, что препараты из корня женьшеня даруют человеку силу и бодрость, омолаживают организм, продлевают жизнь.  Так уже в десятом веке выдающийся таджикский ученый Абу-Али ибн Сина (европейцам более известен как Авиценна) в своем труде «Канон врачебной науки» описывает лечебные свойства женьшеня. 

В Россию женьшень попал в 1678 году, его привез ботаник Н. Г. Спафарий, который опубликовал и подробное описание этого растения. В Европу корни женьшеня были завезены из Азии голландскими купцами в XVII в.  Первое сочинение о женьшене в западноевропейской литературе появилось в 1714 г. Его автор — французский миссионер Жарту, побывавший в Китае. А научное название панакс (панацея) дал ему шведский ученый Карл Линней (от греческих слов „пан“ — „все“ и ,,акос» — «исцеляющий»), т.е. лекарство от всех болезней. И действительно, в корнях женьшеня содержатся многие витамины, эфирные и жирные масла, ферменты и гликозиды, укрепляющие иммунитет, а значит, и здоровье человека.

Магический корень жизни имеет многочисленные ласкательные названия.  Его зовут: «дар богов», «чудо природы», «соль земли», «дух земли», «дар бессмертия», «божественная трава», «чудо мира», «стосил» и все эти названия говорят о его целебности. Наиболее распространенные следующие:  женьшень и настоящий женьшень (последнее применительно только к приморскому женьшеню), корень жизни.

Женьшень — буквально » человек — корень» (жень — человек, шень — корень). Это название было дано ему в китайском языке за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой. Присмотришься — у корневой стрелки морщинистое утолщение, словно бы старческая голова, от которой отходит желтоватый стержневой корень — туловище. На нем причудливо изгибаются густо обросшие тонкими корешками боковые корни, как бы руки и ноги. По странной прихоти природы их обычно четыре. Заядлые корневщики утверждают, что в верхней морщинистой части корня можно даже рассмотреть «очертания лица», «рот», «нос».  А «панцуй», наименование женьшеня приморскими аборигенами и магическое восклицание при его нахождении и выкапывании, по некоторым изысканиям, восходит к его латинскому названию.

Говорят, что корень женьшеня стали использовать еще 3000 лет назад. А появляется он на Земле так: если молния ударила в хрустальную воду горного ручья, то ручей уходил под воду, а этом месте появлялось растение, вобравшее в себя силу небесного огня. Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния».  И в одну из ночей своего цветения, женьшень светится необычайным серебристым светом. Если в эту ночь выкопать такой корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мертвого.

Есть еще одна легенда о происхождении чудесного растения. Жил в древнем Китае один добрый человек по имени Жень Шень. Люди приметили, что живет он, но не стареет. Исполнилось человеку 100 лет, и спросили его о том, как ему удалось дожить до стольких лет и сохранить при этом молодость души и тела.  «Я брат всему живому и всем помогаю», — был ответ. Но непонятным это осталось для людей, и они начали преследовать Жень Шеня, постоянно наблюдая за ним. По доброте своей он не мог вступить с ними в спор и, отчаявшись, обратился к матери — тайге с просьбой помочь ему. Тайга поняла своего сына и укрыла его от людской зависти, а в лесной чаще появился неприметный стебелек с корнем необычайной целебной силы.

Растет женьшень в кедровых лесах, где нет яркого солнца, в глубоких падях и ущельях, защищенных от ветров почти непроницаемой стеной леса.  Ему достаточно и того рассеянного солнечного света, который проникает сквозь густые лапы кедра.  Это очень нежное и прихотливое создание. От  ветра, дождя, упавшего сучка, и даже пробежавшего по нему муравья женьшень может «заснуть», т.е. прекратить расти и «спать» от шести до десяти лет. Семена женьшеня прорастают только после того, как их дважды укроет опавшая листва, так как только под ее двойным слоем поддерживается  оптимальная для прорастания  семян влажность.  Медленно накапливает силу женьшень, в целебную силу входит только через девять лет. Чем старше корень, тем он ценнее. Корневщик, обнаружив драгоценную находку, прежде чем завернуть ее во влажный мох и бережно уложить в берестяной короб, непременно сосчитает поперечные морщинки на верхушке корня: сколько морщинок — столько корню лет. А морщинки образуются от удивительной способности корня самостоятельно зарываться в землю, чтобы уберечься от холодов. За лето он подрастает, а перед зимой, когда стебель и листья отомрут, как бы сжимается и втягивается в почву: так появляется поперечная морщинка — годичный след.

«Дойдя до места, старик опустился на колени, сложил руки ладонями вместе, приложил их ко лбу и дважды сделал земной поклон. Он что-то говорил про себя, вероятно, молился. Затем он встал, опять приложил руки к голове и после этого принялся за работу. Молодой китаец в это время развешивал на дереве красные тряпицы с иероглифическими письменами.

Женьшень! Так вот каков он! Нигде на земле нет другого растения, вокруг которого группировалось бы столько легенд и сказаний… я встал на колени, чтобы ближе рассмотреть его. Старик объяснил это по-своему: он думал, что я молюсь. С этой минуты я совсем расположил его в свою пользу». Так рассказывал о своей встрече с женьшенем замечательный русский писатель и путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев в книге «В дебрях Уссурийского края».

По поверью, корневщику не полагалось носить огнестрельное оружие. Только чистый, непорочный человек, писал В.К. Арсеньев, может найти женьшень: это недоступно для человека, который вел ранее жизнь безнравственную, это недоступно для того, кто причинял людям зло и обиды. В мгновение ока растение исчезнет, корень глубоко уйдет в землю, сопка, где рос женьшень, начнет стонать и колебаться и из зарослей выйдет грозный охранник лесов – тигр.

Поэтому корневщики выходили на свой промысел, имея в руках только длинную ошкуренную палку — сабергун из клена или орешника. Все они верили, что женьшень дается только чистым людям, и только тому, кому он действительно нужен.  Ищущие женьшень внимательно слушали причитания маленькой птицы конгульчу, которая жалобными криками: кон-гуль… кон-гуль… пыталась отогнать поисковиков от места нахождения целебного корня жизни. Но плач птички не отпугивал, а наоборот, привлекал поисковиков — слишком любила конгульчу женьшень и всегда селилась там, где он растет.  А почему?  Объясняет еще одна легенда о происхождении женьшеня.

Один красивый и добрый, но очень бедный юноша, жил тем, что собирал целебные травы, делал из них настои и лечил людей.  Давно и тяжело болевший богач, которому никто из знаменитых лекарей не мог помочь,  узнал про него.  По повелению богача привели к нему юношу, и пообещал он парню горы золота, если тот вылечит его. Но не нужны были деньги молодому человеку, полюбил он красавицу-дочь богача. Вылечил юноша богатого человека и попросил за это его дочь в жены. Рассерженный  богач прогнал молодого человека прочь. Юноша, тоскуя по возлюбленной, ушел высоко в горы. Но девушка, которой он тоже понравился, дождалась отъезда отца по делам, и сбежала к возлюбленному.  Вернулся отец и послал за молодыми людьми свою охрану. Увидели влюбленные, что не уйти им от нее и обратилась девушка птичкою конгульчу, а юноша превратился в женьшень. И теперь они всегда вместе — где птичка поет, там и женьшень можно найти.

Найдя женьшень, сборщик почтительно становился на колени и ласково заговаривал растение молитвами и заклинаниями:  «Не уходи от меня, панцуй! — говорил сборщик. — Я пришел сюда с открытым сердцем и добрыми мыслями. Дай мне прикоснуться к тебе чистыми руками, не запятнанными ничем худым. Пусть свидетельствует небо, что жил я честно, ни разу не совершив греха».
Убедившись, что молитвы приняты, он разгребал около стебля листья и траву, доставал специальную костяную палочку и начинал бережно откапывать корень. Откопав корень, он тут же укладывал его во влажный мох, чтобы дольше сохранялся. А зерна растения разбрасывал вокруг для нового урожая.  Поэтому сбор корня начинался в августе, когда семена его уже созреют.

Окутанный плотным покрывалом легенд, кошмарных историй и красивейших, сказок, женьшень, растение, с которым мы делим свою малую родину, долгое время своими истинными лекарственными свойствами, так называемому  цивилизованному миру Запада.  В то время, когда в Средневековой Европе алхимики колдовали над рецептами изготовления чудодейственных эликсиров молодости, продления жизни – на дальнем Востоке, в Китае не одну тысячу лет знали, что подобный секрет хранится в корнях таежного растения женьшень. 

 

Литература :

  1. Арсеньев В..К. В дебрях Уссурийского края. – М.: Современник, 1986.
  2. Байков Н. В дебрях Маньчжурии: главы из книги // Рубеж: тихоокеан. альманах. – 2003. – № 4. — С. 243-258
  3. Красиков С.П. Легенды о цветах. – М.: Мол. Гвардия, 1990.
  4. Пришвин М. Женьшень. – Хабаровск: Дальневосточное книжное издательство, 1986.
  5. Суворов Е.А. Заповедное Приморье. – Владивосток: РИЦ  «Автограф», 2003.

Шкурко Галина Александровна,

главный библиотекарь библиотеки №13

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять