«Дневник летнего чтения»: Людмила Улицкая «Сонечка»

 

Проект библиотеки № 16 «Дневник летнего чтения» продолжает знакомить школьников с книгами, рекомендуемыми для внеклассного чтения

Людмила Евгеньевна Улицкая – один из ярких представителей современной русской литературы, сумевшая создать особый, уникальный художественный мир.

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны семья вернулась в Москву, где Людмила Улицкая закончила школу, а потом и биофак МГУ.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992).

За короткий срок Л. Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются популярность среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими».

Вот такое «почти классическое» произведение – повесть «Сонечка» рекомендована старшеклассникам в списках летнего чтения.

Эту повесть можно было бы отнести к хрестоматийному «образу женщины в русской литературе», если бы не особенная манера автора передать в своем произведении что-то интимное, в то же время нежное и правдивое, как каждая история жизни реального человека.

Повествуя о незатейливой жизни девушки Сонечки переживаешь вместе с ней целые исторические эпохи – патриархальное предвоенное время, Великую Отечественную войну, период репрессий, ссыльное поселение, послевоенное скудное время и влияние этих периодов на судьбу человека.

История проста и незамысловата, про некрасивую, угловатую девушку Сонечку, нашедшую себя в бесконечном чтении книг. Из них она черпала силы, книги давали ей возможность дышать, жить, любить. Так, уйдя из реального несовершенного мира, Сонечка находила идеалы и красоту в литературе. Жизнь так бы и проходит мимо нее… Но, однажды, судьба все-таки решила изменить жизнь Сонечки: библиотеку, где работает девушка посещает ссыльный художник Роберт Викторович, он поражен душевными качествами Сонечкой и решает, что она должна стать его женой. Через несколько дней он делает девушке предложение, и она соглашается. Роберту Викторовичу необходимо ехать в Уфу на поселение, Соня следует за ним. Там рождается их дочь Таня. Жизнь очень тяжела, не хватает еды, но Соня очень счастлива и живет полноценной жизнью, не убегая в выдуманный мир из книг. После войны жизнь мало-помалу налаживается, и Роберту Викторовичу разрешают вернуться в Москву. Здесь семья, помыкавшаяся по разным городам, поселяется в деревянном доме. Дочь подрастает, Соня стареет и становится совсем некрасивой, она занимается бытом и хозяйством, и всем довольна. Подросшая Таня не хочет учиться, с трудом заканчивает восемь классов и поступает в вечернюю школу, знакомится с сиротой-полячкой Ясей, с которой у нее завязывается крепкая дружба. Таня очень жалеет подругу, чья жизнь была нелегка, и под Новый год приводит ее в дом. Соня также испытывает к Ясе жалость и предлагает ей пожить у них.

Роберт Викторович влюбляется в Ясю, и они начинают жить вместе в его мастерской. Художник снова начинает писать много, и, увидев его картины, Соня обо всем догадывается. Но она ничего не говорит мужу. Их старый дом предназначен под снос, семья переезжает в трехкомнатную квартиру. Таня, узнав о второй жизни отца, уезжает из дома в Ленинград. Соня, оставшись одна, снова погружается в мир книг.

После внезапной смерти Роберта Викторовича, Соня заботилась о будущем, но уже не только о своем или повзрослевшей дочери, а еще и о молодой жене бывшего супруга, став ей матерью и опекуном, о его картинах, которые были написаны в последние годы. И когда жизнь стала потихоньку налаживаться, Сонечка снова погрузилась в свое любимое занятие – чтение. Соня организует выставку картин в память об умершем муже. Яся уезжает к родственникам в Польшу, Таня живет за границей. Постаревшая Соня проводит свои дни в чтении, растеряв своих близких, у нее не оставалось иного варианта, как вернуться в вымышленный мир литературных произведений: в реальном мире ее уже ничего не держало.

Женский образ ярче всего проявляется в любви, ревности, страсти; и, чтобы ярче выразить идеал женского образа, автор часто ставит женщину в условия, когда она полностью проявляет свои чувства.

Для Сонечки семья – это счастье. Семья – это тепло, уют, взаимопонимание, много детей и полная отдача для благополучия и удобства любимых. Именно этим принципам оставалась верна главная героиня повести. Даже сквозь боль от предательства она была рада счастью мужа. Создание любящей семьи и было миссией, которую должна была выполнить Сонечка. Она жертвовала собой ради счастья других. Ее счастье заключалось в счастье близких ей людей.

О чем же эта повесть? «Сонечка» – повествование о любви к книгам, о любви к жизни, о любви к искусству и о любви как об искусстве – о редчайшем даре уметь любить.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять