19 сентября 110 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы ХХ века, Уильяма Голдинга.
Уильям Джеральд Голдинг родился в 1911 году в графстве Корнуолл в семье школьного преподавателя. С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно истории первобытного общества. Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы. В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери.
В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте, участвовал в качестве командира десантного корабля в операции по высадке союзников в Нормандии. В самом конце его службы отряд, в котором он находился, участвовал в освобождении узников концентрационного лагеря. Ужас, испытанный будущим писателем при посещении лагеря смерти – и породил те важнейшие философские вопросы, ответы на которые он будет искать с помощью своего творчества – как человек, столь развитый, столь образованный в ХХ веке – допустил буйство самых низменных инстинктов, поставив в опасность уже даже не весь цивилизованный мир – всю планету. Поиском природы зла и способов противостояния ему, и будет занят Голдинг на страницах своих произведений.
После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. К этому времени относится создание первых четырех романов, которые Голдинг не смог издать. В 1952 году он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность. В публикации романа «Незнакомцы, явившиеся изнутри» автору отказало 21 издательство. Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием «Повелитель мух» в 1954 году и быстро стало бестселлером. Голдинга избрали членом Королевского общества литературы.
За 40 лет литературного творчества писатель издал 12 романов. После успеха своих книг Голдинг оставил в 1962 году преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя литературному труду. В 1966 году писатель был посвящен в рыцарское звание. В течение ряда лет писатель обращается к малым формам – рассказам и новеллам, выпустив сборник «Пирамида» (1967) и «Бог-скорпион» (1971). Длительная творческая пауза завершается триумфальным возвращением Голдинга в литературу: в 1979 году была опубликована «Зримая тьма» — роман-исследование природы добра и зла и деградации человеческой личности на фоне сытого технократического общества. Через год, в 1980 году вышел роман «Ритуалы на море», удостоенный престижной премии Букера. В 1982 году был опубликован сборник «Передвижная мишень».
В 1983 г. Уильяму Голдингу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире». Многие с удивлением отнеслись к присуждению Нобелевской премии. Один из членов Шведской академии, полукоммунистический литературовед Артур Лундквист, даже проголосовал против кандидатуры Голдинга, настаивая, что творчество этого писателя – исключительно английское явление без особого интереса.
На церемонии вручения премии представитель Шведской академии сказал: «Романы и рассказы Голдинга – это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия». Сам писатель в Нобелевской лекции высказал своё мнение о приписываемой ему репутации пессимиста: «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом… Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь».
Во второй половине 1980-х годов было опубликовано два романа – «Тесное соседство» (1987) и «Пожар внизу» (1989), которые в 1991 году писатель объединил с написанным ранее «Ритуалом на море» в глубоко аллегоричную трилогию «На край света: морская трилогия». Произведение написано в форме исторической саги, действие которой происходит в XVIII веке. Корабль с пассажирами на борту представляет микромодель британского общества, являясь, по сути, символом всего человечества, движущегося в неизвестном направлении.
Последний роман «Двойной язык» писатель не успел завершить, скоропостижно скончавшись в июне 1993 года. Однако произведение, рассказывающее историю прорицательницы Пифии, было восстановлено по наброскам и опубликовано в 1995 году.
***
Проза У. Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.
Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: «в чем существо человеческое». Являясь непревзойденным мастером аллегории, писатель использовал жанр романа для анализа дуалистического конфликта цивилизованного «я» и темной первобытной природы человека. В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме «тьмы мира» и «тьмы сердца человеческого».
Для произведений Голдинга характерны не только философская глубина и драматизм, но и яркий, разнообразный язык метафор, пространственная ограниченность действия, моделирование различных экстремальных ситуаций. Его острый, многозначный символизм – и сами истории, сами ситуации в его книгах – позволяет трактовать максимально дуально, опознавая в них как предвестия грядущего апокалипсиса и падения человечества, так и знамения триумфа человеческого.
Таков «шпиль» церковной башни из одноименного романа – одновременно овеществленная молитва, торжество человеческого гения и упорства в труде, но также – злая игла, уродливый палец, протыкающий небо, колосс, глиняными своими ногами утопающий в человеческих страданиях и костях.
Таковы «наследники» доисторических людей – одновременно гораздо более умные, жизнеспособные, первые люди – со всем «человеческим» впервые обретшие также чисто человеческий страх, порождающий чисто человеческий прагматизм и жестокость.
Таков «Повелитель Мух», живущий в каждом из нас.
Творчество Уильяма Голдинга, став классикой, продолжает и сегодня вызывать разноречивые оценки и отклики.
Книги можно взять и почитать во «Владивостокской ЦБС» и в электронной библиотеке ЛитРес
Кожин Иван, сотрудник библиотеки № 12