Библиотечный проект «Мы читаем» продолжает знакомить читателей с авторами и их книгами
Питер Акройд – именитый писатель, член Королевского литературного общества, известный своими биографиями выдающихся англичан и полными интеллектуальной иронии художественными произведениями, где интерес к прошлому и его отражению в литературе, позволяет смешивать реальные детали биографии известных персонажей английской истории и культуры с сюжетными мотивами и персонажами литературных произведений и авторским вымыслом. Главные темы для его интеллектуальной игры и юмора – культурные и исторические фальсификации и мифы, которые автор со знанием дела и вкусом препарирует в своих романах, приходя иногда к обескураживающе абсурдным, однако потрясающе аргументированным выводам.
Также, Акройд является автором фундаментальных историко-топографических книг, таких как «Лондон» и «Темза». Здесь нам хотелось бы рассказать вам о первой из этих работ:
«Лондон: Биография» — это что-то вроде густого и широкого, бурного потока информации и смыслов – всеохватнейшая, подробная беседа о родном городе автора – во всех аспектах, со всеми подробными замечаниями и разборами каждой составляющей этой грандиозной темы. Потока – в процессе чтения книги складывающегося из сотен и сотен небольших ручейков – частных и общих историй, легенд, мифов, домыслов, упоминаний о Лондоне в различных мемуарах, официальных документах, художественной прозе и поэзии.
Так, сводя воедино разноголосицу отпечатков, фотографий, мнений, оставленных в людях этим древним городом, автор добивается выявления сквозных мотивов, качеств, аспектов Лондона, издревле – и по сей день – присущих ему, формирующих его ныне так же, как формировавших его доныне: прежде всего, это изначальная ориентировка на коммерцию, заработок и товарооборот (вспомним, в самом начале XIX столетия именно в Лондоне, в Сити, открылась первая фондовая биржа – и по сей день по своему обороту она входит в четверку самых мощных), это паталогическая жестокость его жителей и их обескураживающая театральность, тяга к спектаклю. Все эти вещи аргументированы удивительными доподлинными историями из жизни города и его обитателей.
Потрясает труд, проделанный автором – список использованных художественных и исторических документов в конце книги зашкаливает за 500 пунктов. Потрясает широта открывающейся панорамы:
Из книги можно узнать практически обо всем – об истории картографии города и ее исконных проблемах, не решенных и по сей день космическими спутниками, о каждом районе города в отдельности, о тюрьмах и знаменитых преступниках, о храмах и театрах, о площадях и рынках, о граффити и кофейнях (кстати, первых в Европе), о парках города, об их флоре и фауне, о катастрофах (Великий Пожар 1666г и несколько землетрясений) и эпидемиях (бессчетны), о громадных строительных проектах и городских восстаниях, о продуктах, составлявших в разные века ежедневный рацион лондонцев, об истории создания городского метро и канализации, о следе, оставленном в городе двумя Мировыми Воинами, о «Годе великой вони»… даже о городском акценте «кокни» (увы, в русском издании эта глава из-за своей специфичности опущена)…
Эта книга – мозаика. Быстро, четко, и без лишних «хвостов» собирающаяся в монументальную, изысканную, красочную картину-портрет одного из самых великих европейских городов. И – нет, это не история места – это именно биография, народа и земли, некоего живого организма, существующего уже тысячи лет и, быть может, остающегося стоять вечно.
Кожин И.А., сотрудник библиотеки № 12