Жизнь композитора, создавшего вальс «Амурские волны», с одной стороны, описана строгими документами военных архивов, а с другой, две легенды освещают ее. Легенда о вальсе, созданном безнадёжно влюбленным человеком, и легенда о музыканте, не пожелавшем продать свой дар даже когда за это ему пообещали сохранить жизнь. Легенды, не потому что неправда, а потому, что его реальная биография, может быть, и забудется, а эти прекрасные истории никогда.
Если верить официальным документам («Личное дело Кюсса Макса Авелевича», хранящееся в Центральном государственном архиве Советской Армии), он родился в марте 1877 года. Но это, может быть, и неточно, поскольку в этом документе год исправлен (правда, просто карандашом) на 1874.
Семья была бедной, будущий композитор подрабатывал, помогая жестянщику, и, во многом себе отказывая, откладывал деньги, чтобы купить кларнет и оплатить уроки обучения игры на нем. Окончив школу, поступил в Одесское музыкальное училище и уже в 18 лет опубликовал свое первое произведение — вальс «Грезы любви».
По окончании училища Макс Авелевич был направлен во 2-ой Восточно-Сибирский стрелковый полк капельмейстером. Во время русско-японской войны, Кюсс со своим полком участвовал во многих боях на Дальнем Востоке. А за сочиненный им марш полка императрица Мария Федоровна наградила его именными золотыми часами.
С 1 мая 1907 года Кюсс служит вольнонаёмным капельмейстером в дислоцированном во Владивостоке 11-ом Восточно-Сибирском стрелковом полку.
И вот в полк был прислан из столичного Санкт-Петербурга новый командир, полковник Александр Кирилленко, служивший ранее в Генеральном штабе Русской императорской армии. Вместе с новым командиром полка приехала и его жена, Вера Яковлевна Кирилленко.
Красавица с глазами цвета морской волны. Она была не только высоко образована, но быстро стала членом правления и душой Владивостокского «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям». Организовывала благотворительные концерты и вечера, собранные средства шли на нужды подопечных.
Кюсс влюбился в нее с первого взгляда. Но безответно. Своего мужа она, если и не любила, то уважала. А на уважении семья держится крепче, чем на пылкой влюбленности, которая обычно быстро проходит.
И вот, в 1909 году Макс Кюсс дарит ей ноты своего нового произведения, вальса, который он назвал «Амурского залива волны». И с ее согласия исполняет его на благотворительном вечере в Офицерском собрании.
Он не скрывает, что вальс посвящён именно Вере Яковлевне Кириленко, объяснив посвящение чувством благодарности за то, что Вера Яковлевна всю душу отдаёт работе в обществе и много делает для нуждающихся людей.
После премьеры в Офицерском собрании ноты вальса выпрашивали друг у друга, чтобы переписать от руки, и вот он уже звучит в переложении для фортепиано на всех вечерах и во всех домах Владивостока, а на парадах и по вечерам и праздникам в парках его играли военные духовые оркестры.
Так как местная типография не могла печатать ноты – не было соответствующей техники, Вера Яковлевна, используя свои связи, организовала издание нот вальса в Санкт-Петербурге. Правда, там немного сократили название, назвав вальс «Амурские волны».
Первое издание имело на обложке посвящение Вере Яковлевне Кирилленко с ее профилем и надписью выше «Колоссальный успех!!!! Единственный человек, который не разделял всеобщего восторга, был полковник Кирилленко, поэтому в следующих изданиях по его требованию посвящение и профиль исчезли с обложки, а жизнь Макса Кюсса значительно усложнилась. В 1911 году А. Кирилленко добился его перевода в 33-ий Сибирский стрелковый полк на острове Русский (1911—1913). А когда началась Первая мировая война, Макса Кюсса отправили на фронт, капельмейстером 5-й Донской казачьей дивизии, в отдельном батальоне Георгиевских кавалеров.
После революции Кюсс остался служить в Красной армии, дирижером военных оркестров в Одессе, Симферополе, Харькове, Москве.
В Москву из Харькова он уехал в 1924 году, случайно узнав, что Вера Яковлевна Кириленко овдовела и живёт в столице. Вышел в отставку в 50 лет с должности командира музыкального взвода Кремлевской роты почетного караула. В характеристике, выданной ему при демобилизации, высоко оценивались его качества как композитора, аранжировщика и дирижера, но подчеркивалось: «политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно».
Он дирижирует оркестрами в парках и скверах Москвы, начиная каждое выступление с вальса «Амурские волны» — в надежде, что Она его услышит!
И однажды, в 1931 году, идя по улице, она услышала знакомый вальс. Они встретились. О чем говорили и чего ожидали от этой встречи, знают только они. Теперь женат был Кюсс и они расстались. Под впечатлением этой последней их встречи Кюсс написал вальс «Беженка» и вернулся в Одессу.
Преподавал в Одесской военно-музыкальной школе. А с 1937 года вел еще и класс кларнета для группы ребят из детского дома, обучавшихся в этом училище, и дирижировал милицейским оркестром Одессы.
В 1941 году Одессу оккупировали румынские войска, союзники гитлеровской Германии. Есть легенда, что прослышав о знаменитом одесском композиторе Максе Кюссе, захватчики предложили ему в обмен на жизнь написать гимн для гитлеровцев. Кюсс в резкой форме отказался. И зимой 1942 года вместе с другими тысячами евреев Одессы был расстрелян на окраине села Дальник.
В 1944 г. ноты вальса случайно попались на глаза Владимиру Румянцеву руководителю и дирижеру ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта, который и сам писал музыку. Об истории создания вальса тогда было мало кому известно, и, поскольку ансамбль базировался в Хабаровске, название красивой мелодии у В. Румянцева вызвало ассоциацию с рекой Амур. В конце 1940 г. поэты К. Васильев и С. Попов написали к вальсу «Амурские волны» стихи. Обработку для голоса к фортепиано выполнили В. Румянцев и В. Соколов. В 1952 г. вальс был записан на радио и прозвучал на всю страну. Став настолько популярным, что через два года Московский хор молодежи и студентов исполнил его на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште.
В СССР вальс по праву считался музыкальным символом восточных районов нашей страны: его исполнением открывались музыкальные передачи для Сибири и Дальнего Востока. Мелодия вальса была позывными для некоторых дальневосточных и восточносибирских радиостанций и телеканалов.
И вальс «Амурские волны» — первая музыка, зазвучавшая и услышанная в космосе.
12 апреля 1961 года в Хабаровске работала на коротких волнах радиостанция. По основной программе передавались «Амурские волны», а на фоне песни телеграфом позывной «ВСН» через 30 секунд. В своём бортовом журнале Юрий Алексеевич Гагарин записал:
«9.33. Вышел в тень Земли. 9.42. В тени. Самочувствие хорошее. Слышу «Амурские волны»».
Так вальс, написанный для любимой женщины, стал главным в творчестве композитора М.А. Кюсса, написавшем более 300 музыкальных произведений, и первым космическим вальсом.
Источники:
- Минаева И. История одной любви // Загадки истории. – 2019. — №32. – С. 25-29
- Брустейн Э., Морозовский А. «Композитор М.А. Кюсс». Наука и жизнь, №11, 1979, С. 145
- Уфимцев, Ю. «Амурские волны» Гагарина / Ю. Уфимцев // Конкурент. — 2011. — N 14. — С. 22.
- Щапова Г. Город на сопках / Галина Щапова // Природа и Человек. XXI век. — 2017. — № 1. — С. 12-15
Главный библиотекарь библиотеки № 13. Шкурко Галина Александровна