Урбанизация мобилизует не только специалистов, но и жителей на решение множества вопросов в деле создания зеленого каркаса городов, ведь зеленые насаждения влияют на температуру, влажность, ионизацию воздуха, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, способствует снижению уровня шума, радуют глаз, создают комфортную городскую среду, а уголки старых парков служат убежищем для птиц.
Об актуальных вопросах городского озеленения задумываются и юные жители столицы Приморья, в том числе читатели библиотеки им. И.У. Басаргина. Они наблюдают за растениями, знакомятся с литературой по вопросам зеленого строительства, выполняют исследовательские работы, высаживают растения на прилегающих к библиотеке участках газона, изучают их взаимодействия и свойства, участвуют в конкурсах, проводимых Ботаническим садом-институтом ДВО РАН.
Пять лет в летний период в библиотеке им. И.У. Басаргина проводились занятия с детьми по программе «Удивительный мир рядом». Каждый участник выбирал тему исследовательской работы, которая выполнялась в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой рабочей гипотезой. При работе над выбранными темами все ребята использовали различные справочные, научно-популярные издания, материалы периодических изданий, в их числе журналы «Свирель», «Зов тайги», «Детская энциклопедия», энциклопедические издания «Жизнь животных», «Жизнь растений», художественные произведения приморских авторов и писателей-натуралистов, ведь работа с литературой – необходимый компонент исследовательской работы.
Содержательные работы были наполнены наблюдениями авторов и интересными фактами. Проявляя гражданскую позицию, ребята выдвигали предложения по озеленению города, ведь зеленые насаждения создают «лицо» города, и являются его «визитной карточкой». Например, высказывались обоснованные мнения об использовании в озеленении города хвойных пород деревьев и кустарников, так как именно хвойные могли бы оживить и украсить городской ландшафт, особенно в зимний период; о широком использовании в озеленении города прекрасно растущих в приморском климате разных сортов хост, различных видов папоротников, лилейников, яблони Палласа, создании уголков «старых» парков, для обитания певчих птиц; рассматривают разные направления борьбы с сорняками и др. В одной из работ было предложено охранять в черте города те маленькие уголки с растениями леса, которые еще кое-где сохранились.
Школьники закрепляли умение работать со справочной и специальной литературой, приобретали навыки оформления работ в соответствии с требованиями, создали электронные презентации по темам своих исследований.
Здесь можно познакомиться с презентациями детей.
В 2020 г. занятия будут проводиться в библиотеке и (или) дистанционно.