О моде пушкинской эпохи рассказала Екатерина Шульга в модельной библиотеке

В центральной библиотеке им. А.П.  Чехова (пр. 100летия Владивостока, 48) состоялась 13 августа лекция «Мода в романе «Евгений Онегин», которую подготовила историк, исследователь моды Екатерина Шульга.

Читателям и гостям библиотеки образ главного героя романа предстал сквозь призму костюма. И этот взгляд заставил задуматься: так ли привлекателен и хорош Евгений, каким казался нам в школьные годы?

Екатерина Шульга ознакомила слушателей с эволюцией русского костюма с конца XVI века, времени Рюриковичей и Романовых, до середины XIX века, эпохи денди, в которой и разворачивается действие романа Александра Сергеевича Пушкина. Термин «денди» пришел из Англии, так назывался изысканный светский человек, законодатель моды.            

В 1856 году писатель Иван Иванович Панаев, сам модник, придумал слово «хлыщ» — пародию на английское «денди». Наряду с этим были синонимы: фат, козырь, вертопрах.

Что значит быть денди? Нужно было родиться в правильном сословии, в семье аристократа. Строками пушкинской поэмы Екатерина проиллюстрировала, как учили и воспитывали Онегина. В итоге, по мнению света, Евгений «умен и очень мил».

Мода на костюм денди ориентировалась на античность: красивые идеальные силуэты, спокойные неяркие цвета. Самое изысканное в манере одеваться – изящная скромность. Основные элементы костюма: цилиндр, накрахмаленный шейный платок, жилет, фрак, панталоны со штрипками, простые темные туфли. Вид денди предполагал принципы: «заметную незаметность», «удаляться, как только достигнуто впечатление».

Вызвали улыбку карикатуры того времени на европейскую моду, показывающие уловки и ухищрения людей, чтобы получше выглядеть в модной одежде.

Россия привнесла свою роскошь в моду. Так, европейцы были шокированы бобровыми воротниками, дорогими меховыми шубами в форме изящного плаща или пуговицами с бриллиантами.  Евгений Онегин также был одет очень дорого.

Из Европы были заимствованы и ритуалы красоты, которым следовал Евгений: думал о красе ногтей, используя для этого несессер со всеми нужными штуками. «В своей одежде был педант и то, что называли франт», три часа проводил перед зеркалами, после чего ехал в маскарад.

Пушкин ярко обрисовал времяпрепровождение Онегина: с самого утра несут записки с приглашениями, затем – фланирование на бульваре, где смотрят на сапоги, на фалды, щегольской сюртук, греческий нос и т.д. Посещение модных мест, театра, нового балета и, наконец, возвращение домой под утро. «И завтра то же, что вчера». К двадцати годам Евгений пресыщен жизнью, ему надоел и свет, и столица.

Сложен и неоднозначен образ Евгения Онегина. Иронично, с теплотой и любовью Пушкин относится к главному герою романа.

Участники встречи, благодаря Екатерине Шульге, погрузились в мир моды пушкинской эпохи, получили массу новой информации, положительных эмоций, желание продолжать знакомство с темой взаимосвязи моды и художественных произведений.

К слову, Центральная библиотека им. А. П. Чехова была модернизирована в рамках национального проекта «Культура».

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять