Писатели, поэты, музыканты, относящие себя к «разбитому поколению», раскрыли в искусстве совершенно новые методы, удивительные по своему исполнению. Читая или слушая их произведения, погружаешься в потоки сознания самих авторов, невольно чувствуешь через строки малейшие мысленные импульсы, которые испытывали Керуак, Гинзберг или Берроуз. Смелые поступки, путешествия, свобода во всех смыслах – все это неотъемлемые части их насыщенной событиями жизни. И все это можно найти в их творчестве.
Заканчивается Вторая мировая война. Экономика Америки расцветает, население наконец-то живёт спокойно и размеренно. «Американская мечта» для многих становится красивой картинкой: счастливая семья с детьми и собакой, аккуратный дом, подстриженный газон, автомобиль, счёт в банке.
Но в русло спокойного течения жизни врываются битники. Они – контркультура 50-х – 60-х годов XX века: вместо христианства у них дзен-буддизм, вместо спорта – разгульный образ жизни, вместо традиционной семьи – беспорядочные связи, вместо американской мечты – жизнь в поиске самого себя и жажда бесконечной дороги.
Культура битников сложилась во многом благодаря писателям, чьи книги несли в общество новые идеи и ценности: это и Джек Керуак, и Уильям Берроуз, и Аллен Гинзберг, и другие.
Джек Керуак за 3 недели создаёт свой роман «В дороге», напечатав его на 36-метровом рулоне бумаги. Его импровизация в виде автоматического письма противопоставляется рациональности и призвана порождать истинные чувства. Таким способом Керуак признается в любви к жизни.
Уильям Берроуз становится писателем при трагических обстоятельствах. Он совершает неумышленное убийство и мучительно переживает – это и побуждает его писать. В своих произведениях, например, в знаменитом антиромане «Голый завтрак», он использует «метод нарезок». Повествование состоит из личных заметок и писем автора Аллену Гинзбергу. Книги Берроуза показывают «дно» жизни, где правит мрак, нищета и отбросы общества.
Аллен Гинзберг пишет поэму «Вопль», которая становится манифестом бит-движения. Он открыто высказывается по поводу ориентации, эротизма и становится двигателем сексуальной революции. Его ничего не пугает, ведь у искусства нет границ.
Творчество битников породило культовое движение, что до сих пор находит отклик у людей по всему миру. Это уникальный пласт американской культуры, проявившийся не только в литературе, но и, например, в музыке: Патти Смит, Боб Дилан, Джим Моррисон, Джими Хэндрикс, Дженис Джоплин, Курт Кобейн – все они наследники и яркие представители идей «бит-поколения».
Джек Керуак: «Битник — значит блаженный, это значит, что у тебя бьётся сердце, это что-нибудь, да значит».